Да, уже не так часто, к сожалению. Возраст… Я всегда представляю, как она едет на работу. На подмосковной электричке, совсем издалека, в час пик. Стоит, такая маленькая, хрупкая. И люди, люди, люди кругом… Так и хочется им сказать, крикнуть: «А знаете, кто с вами едет сейчас? Вот эта женщина вроде неприметная, интеллигентная… Люди, ну посмотрите же вокруг себя, обратите внимание. И в ее глаза вглядитесь, всё понимающие глаза». Нет, не посмотрят, не взглянут, бегут мимо, да еще толкнут побольнее…
Какая у нее жизнь вне редакции, разве мы знаем. Это ее личное, приватное, частное. Но здесь, у нас на глазах… Наталья Александровна начала работу в «МК» с того самого трагического августа 1968 года. У Дардыкиной есть счастливая возможность проживать вторую параллельную жизнь, жизнь высокой литературы. Окунаться туда с головой, спасаться там от повседневного. И переводить, много переводить. И готовить, пестовать себе смену, хотя заменить ее нельзя, невозможно. Но многие из тех, кто вырос на ее статьях, на ее отношении к литературе и журналистике, уже сами стали звездами.
В этой параллельной жизни ее окружают великие фантазии, литературные герои. И она для них своя! А еще она своя также и для великих и невеликих писателей и поэтов. Ну как своя? Они, великие и невеликие, относятся к Наталье Александровне со священным трепетом, ибо всегда ждут от Критика столь важного и неангажированного вердикта.
Дардыкина может быть строга с ними. Мила и обаятельна. Иронична и порой даже желчна. Но она любит их всех, великих и невеликих. Она дышит с ними одним воздухом, говорит на одном языке.
Как она пишет? Да что говорить, вы и так все знаете, читаете. Ее образы, стиль — это и есть высокая литература на самом деле. И вкус истинной аристократки… Едущей в переполненной электричке в родную редакцию, несмотря ни на что. Появляющуюся как праздник, как повод для восхищения.
С юбилеем Вас, дорогая Наталья Александровна!