Жюри, в состав которого вошли режиссеры Сергей Урсуляк и Владимир Котт, писатели Александра Маринина и Алексей Иванов, актриса Алена Бабенко, должно было оценить сериалы, короткометражки и полный метр в одном котле. Скажем, 25-минутный фрагмент телеэкранизации «Зулейха открывает глаза» Егора Анашкина по одноименному роману Гузель Яхиной и 11-минутный отрывок проекта «Последняя милая Болгария» Алексея Федорченко по мотивам повести Зощенко «Перед восходом солнца», а также 8-минутную короткометражку писателя и режиссера Александра Цыпкина «Утренний секс» по его же рассказу. Тут же готовая серия «Эпидемии» Павла Костомарова по «Вонгозеру» Яны Вагнер и полнометражная экранизация чеховского «Черного монаха» Елизаветы Логунцовой.
Больше всего впечатляет неоконченный проект «Билет на «Божественную комедию» режиссера, актера и хореографа, Мефистофеля в сокуровском «Фаусте» Антона Адасинского по мотивам поэмы Данте Алигьери с узнаваемыми современными пейзажами. Это история о том, как поссорились и подрались минутная стрелка с часовой. В итоге часы рассыпались по всему свету, и вместо циферблата образовалась огромная Дыра. Время пошло без стрелок и не всегда вперед. Его можно потрогать. «Земля Эльзы» по одноименной пьесе Яны Пулинович в постановке Юлии Колесник, где главные роли сыграют Вениамин Смехов и незаслуженно забытая интеллектуальная красавица советского кино Ирина Печерникова, которую все прекрасно знают по картинам «Доживем до понедельника», «Первая любовь». Героям за 70, а они полюбили друг друга. Близкие люди объявили им войну. Пока представили 20 минут экранного времени.
Под занавес «Читки» показали «Грозу» Григория Константинопольского, премьера которой состоялась на сочинском «Кинотавре». Год назад он получил там приз за лучшую режиссуру в «Русском бесе» — импровизации на тему «Преступления и наказания» и «Бесов» Достоевского, где Раскольников вписан в сумасшедшую российскую действительность. «Гроза» поставлена по мотивам пьесы Островского, и ее действие тоже происходит в наши дни. Снимали хрестоматийный волжский городок Калинов в Ярославле, не скрывая нынешних его реалий. Константинопольский в юности учился в Ярославском театральном институте, вот и вернулся в знакомые места с революционным почином. Фантазия у него мощная, космическая, и теперь он много чего напридумывал вместе с актерами, преподносившими порой такое, что другому и в голову не придет. Герои узнаваемые, переписываются в соцсетях, где можно увидеть такую фразу: «Чтоб ты сдохла, Катюша». Написанная 160 лет назад пьеса хорошо ложится на современную почву. А каждый русский человек до сих пор задается вопросом: «Почему люди не летают, как птицы?»
Свой выбор режиссер растолковал так: «Почему «Гроза»? Сложно объяснить, все происходит на чувственном уровне. Это одна из любимых моих пьес. В ней весь Островский и власть денег. В России за 10 лет меняется все, а за 200 — ничего. Еще лет 12 назад почувствовал, что пьеса соответствует сегодняшнему мироощущению. Катерину здесь «лучом света в темном царстве» не назовешь. Скорее она попала в луч света из космоса, идущий от инопланетян. Она — обычная девчонка. Нашелся первый встречный, который утер ей слезу, и она его полюбила. Но в кино надо показать, за что полюбила. Когда человек пытается жить не по лжи, тогда общество его убивает».
Одна из самых красивых молодых актрис современного кино Любовь Аксенова сыграла Катерину. Она современная, но не такая, как другие. Со страхом живет и совесть имеет. Теперь с теми же продюсерами, что и в «Грозе», Любовь Аксенова работает над шестисерийным фильмом «Мертвые души» про современного Чичикова, причем без Александра Петрова, как сразу предупреждают его авторы. В шутку, конечно. Кто только сегодня не посмеивается над Петровым, который пашет в кино и в хвост и в гриву. Но он действительно отказался дальше сниматься в проекте о Гоголе.
Алиса Хазанова сыграла в «Грозе» Барыню с двумя лакеями, как прописано у Островского, — старуху лет семидесяти, полусумасшедшую. Зовется она у Константинопольского Александрой Барыней, добилась депутатского мандата, участвует в теледебатах и произносит как молитву: «Ешь, молись, почитай старших». На правах лакеев у нее два казака. Мария Шалаева в роли Феклуши лает. В последнее время вышли сразу несколько картин, где герои лают, кукарекают. Что-то особенное носится в воздухе. Мария Шалаева вспоминает, как долго добивалась вместе с режиссером качественного лая, так, чтобы слюни не летели в разные стороны. «Ты же Геббельс, — говорил мне Гриша. — А я придумала, что это Гоша Куценко на гастролях». Ее Феклуша участвует в телевизионной «Битве экстрасенсов» и имеет вес в обществе. Виктории Толстогановой, сыгравшей молодую Кабаниху, а не какую-нибудь старуху, режиссер говорил: «Кабаниха — это я». Для актрисы ее не купчиха даже, а рестораторша — абсолютное зло. Только почему-то вся съемочная группа делает ударение в этом прозвище на второй слог — КабАниха. Словно в школе не учились, а режиссер Ярославский театральный институт не заканчивал. Константинопольский настаивает: «Какая разница, куда ставить ударение в Кабанихе»». Так давайте же называть Гамлета ГамлЕтом. Чудные дела творятся! «Невозможно молодого человека заставить разговаривать так, как у Островского», — говорит Константинопольский. При этом исполнитель роли Кулигина Иван Макаревич написал рэп на основе текста Островского. Да так это сделал, что унесли его инопланетяне, которые в фильме постоянно дают о себе знать, как и бог весть откуда взявшиеся в Волге дельфины.