И без того беспрецедентной премьере придает драматизма тот факт, что это могут быть последние гастроли для многих шедевров Гогена, Матисса и Пикассо. Как сказал «МК» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, многие вещи находятся в плачевном состоянии и требуют серьезной реставрации, они могут стать вовсе «невыездными».
Именно по причинам сохранности картина «Музыка» Анри Матисса не смогла покинуть Петербург. Зато приехал «Танец» — вторая работа серии, созданной художником для парадной лестницы особняка московского коллекционера. Сергей Щукин заказал три панно, но Матисс закончил только два, третье — «Купание, или Медитация» — так и осталось в набросках. «Танец» стал жемчужиной выставки «Щукин. Биография коллекции» — одному ему отдан весь Белый зал. Именно в нем оказываются зрители, поднявшись по парадной лестнице музея. Символично, что как раз здесь в 1948 году решалась судьба работ из Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), куда после революции попали коллекции Щукина и Морозова. Перед полотном разместили помост с сиденьями, чтобы можно было окунуться в эмоциональный контекст цвета и формы лидера фовизма, а рядом повесили ткани, которые производили на фабриках семьи Щукиных. Это первая отсылка к биографии коллекционера и его собранию, которая получит развитие и в других залах.
Щукинское собрание заняло весь второй этаж музея. Ради него одни работы из постоянной экспозиции завесили полностью или частично (полупрозрачными тканями), другие стали дополнением выставки и демонстрацией неразрывной связи старого и нового искусства.
С одной стороны от Белого зала показаны произведения, которые собирали братья Щукины. У отца семейства, купца Ивана Ивановича Щукина, было шестеро сыновей и четыре дочери. Он был коллекционером и передал свою страсть детям. Сергей обладал особым чутьем и смелостью, но и остальные сыновья собрали превосходные коллекции. Петр увлекался историческими раритетами — его собрание позже попало в Исторический музей, который теперь предоставил артефакты для выставки в ГМИИ. Дмитрий раскрылся в собирательстве старых мастеров — выйдя из семейного дела, он полностью отдался этой страсти. Больше всего его завораживали голландцы XVII века. Младший брат Иван собирал разное — от полотен Эль Греко до символистов и импрессионистов.
Собраниям братьев отдано по залу, однако большая часть выставки представляет коллекцию Сергея Щукина. Почти в каждом можно найти фотографии, показывающие, как размещались произведения у него дома. Заметим, что в его время ныне именитые мастера еще не были признаны, и кто знает, добились ли бы они такого успеха и был бы признан их гений при жизни, если бы не поддержка московского фабриканта.
В просторных залах Пушкинского музея, конечно, невозможно точно воспроизвести развеску щукинского особняка: другой интерьер и масштаб. И все же дух коллекции сохранен. Часто работы висят в два или три ряда — так было принято размещать картины столетие назад. Хотя на нынешней выставке между ними значительно больше воздуха.
Расположение залов соотносится с планом Сергея Щукина, который можно найти в одном из пространств (он так и не был полностью воплощен в жизнь). Здесь все сливки искусства начала ХХ века: Гоген, Моне, Пикассо, Матисс, Дерен, Ван Гог, Ренуар, Сезанн… Каждой картине можно посвятить книгу, да они уже и написаны. Это абсолютные шедевры. Никогда прежде их не показывали в Москве в таком составе. Этот проект, как сегодня модно говорить, каждый must see.