Место сбора — внутренний дворик родовой усадьбы Алексеевых. Именно здесь в 1863 году в правом флигеле особняка родился будущий основатель Московского Художественного театра Константин Алексеев, он же Станиславский. Биографическую лекцию начала не возрастная дама с осипшим от частых экскурсий голосом, а молодые ребята в ярко-желтых майках. Слушали их такие же юнцы с форменными знаками отличия на одежде и сумками с логотипом фестиваля — знаменитым портретом Константина Сергеевича в нарочито алом пенсне.
Ребят всего 34. Все — студенты театральных вузов с первого по третий курс (будущие артисты, режиссеры и театроведы). Они приехали в столицу из Волгограда, Воронежа, Самары, Ярославля и Уфы ровно на десять дней, чтобы лично прочувствовать атмосферу московской театральной жизни и своими глазами увидеть, где зародилась знаменитая система Станиславского.
— Каждый вуз представляет отрывок, сценку или историческую справку об определенном жизненном этапе Станиславского, затем разыгрывает на своей локации, — рассказывает Вика Овчинникова, студентка третьего курса Волгоградского института культуры и искусств. — Сейчас, например, воронежские ребята покажут, как проходила репетиция «Моцарта и Сальери» в первом театре для рабочих при фабрике Алексеевых (ныне здание Студии театрального искусства. — И.Н.).
— А помимо теоретической базы чем занимаетесь во время фестиваля?
— У нас каждый день мастер-классы. Нам сам Безруков лекции читает! Еще мы спектакли смотрим по русской классике, учимся общаться с прессой, актерским мастерством занимаемся.
Как назло, в экскурсию быстро вмешался дождь, и будущим артистам пришлось тренировать поставленные голоса, вытирая капли с лица. Поэтому, пожалуй, самой ожидаемой точкой маршрута стало именно здание МХТ в Камергерском переулке. Разумеется, не только из-за своей исторической значимости…
Но, к счастью студентов, именно в театре к нам присоединился Сергей Безруков и повел ребят по коридорам альма-матер. Почти 30 лет назад он поступил в школу-студию МХАТ на курс Табакова, а впоследствии не раз выходил на сцену самого МХТ, с Олегом Павловичем в том числе.
— Это намоленные стены, — восхищался Безруков, увлекая группу в портретное фойе. — Здесь представлены все легенды МХАТа: актеры, режиссеры, а сейчас стоит и бюст Олега Павловича.
Ликбез по истории театра оказался настолько информативным, что многие сели на пол и стали конспектировать в телефонах.
— А вы знали, что Федор Шехтель за реконструкцию здания не взял ни рубля с театра? А что Савва Морозов потратил порядка 50 миллиардов рублей по нынешнему курсу на реконструкцию? — интриговал Безруков и без того обожающих его студентов. — А откуда псевдоним у Алексеева появился, знаете?
Казалось, лекция могла продолжаться бесконечно. Но вечный губернский двигатель не привык довольствоваться малым, поэтому, закончив экскурсию в доме-музее Станиславского, что в Леонтьевском переулке, он поспешил готовиться к финальному аккорду «Фабрики». А именно: к театральной игре «Импровизационный баттл» и церемонии награждения отличившихся фестивальцев.
Памятные статуэтки и «Верю!» художественного руководителя получили: Ирина Ермолова и Александр Баргман за главные роли в «Чайке» режиссера Г.Козлова (Свердловский академический драматический театр), а также весь актерский ансамбль спектакля «Ревизор» Андрея Сидельникова из санкт-петербургского театра «Суббота».