Вход в мир панельных высоток оформлен в виде подъезда. Кукольный нежно-розовый цвет стен создает некую условность пространства. Внутри светло и просторно: есть место, где погонять мяч с ребятами, пощелкать семечки на лавочке и «побатониться» на диване. А можно даже заглянуть в настоящий «бутик на районе». Стойки с выставочными объектами расположены на арматуре для строительства фундамента. Это еще одна отсылка — образ дома, взмывающего в бесконечность.
Дословно «РайON» — это «включение» рая, где вместо дивных садов растут многоэтажки. Идеи этой утопии еще в начале прошлого века развивал Ле Корбюзье. Французский архитектор предлагал утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства. В общем, так и произошло. Панельные высотки выросли на территории всего постсоветского пространства. А что с этим делать, разбирались молодые художники XXI века.
Денис Сазонов, Егор Матвеев и Алина Бровина — выпускники экспериментального курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича режиссерского факультета ГИТИСа — задумали и воплотили в жизнь «РайON.0». Впитав в себя пары эстетики городских окраин, они пришли в Музей Москвы с идеей о переосмыслении панельного наследия.
Благодаря им до конца августа в музее открыт телепорт, отправляющий посетителей прямиком в 1990-е. Здесь и кеды «два мяча», и пылесос «Ракета» — многофункциональный прибор, с помощью которого можно не только убирать квартиру, но и ловить комаров, и знакомые всем модницам термобигуди. В экспозиции эти и другие объекты из коллекции музея органично соединяются с работами молодых авторов.
Создатели выставки хотели собрать разные высказывания художников московских окраин. Для одних жизнь в многоэтажке — это в прямом смысле слова крест, который ты сам несешь, для других — это мир, в котором даже обычный лифт может отвезти тебя к звездам. Екатерина Злая, напротив, создала ироничное высказывание и передала атмосферу ленивого полеживания у телевизора в инсталляции «Здесь можно официально батониться» — гостиной из настоящего хлеба.
Лебеди из покрышек и бутылочные композиции разной сложности — отдушина дачников, обреченных на городскую жизнь, — уже давно стали прорехой на ландшафтном дизайне бетонных окраин. Им трудно тягаться с фламинго или знаменитыми садовыми гномиками. Денис Сазанов предлагает ответ зарубежным скульптурам — черного лебедя внушительных размеров из новых шин, модного, типично русского обитателя двора. Художник признается: «На нас лежит ответственность за то, какую среду мы создадим. Уже сейчас многие не стремятся уехать поближе к Садовому. И в районах происходят процессы определенного «брожения», люди заинтересованы в улучшении места, где они живут».
В рамках проекта представлена обширная культурная программа. Впереди — открытие вертикального кинотеатра. Как выглядит это новшество, организаторы пока держат в секрете.
На время проведения спектаклей-перформансов вся экспозиция превратится в декорацию. В спектакле Егора Матвеева «HR: художник» артисты сыграют создателей выставки, а их работы предстанут в качестве тотальной инсталляции. «HR: гражданин» — вербатим, посвященный жителям спальных районов Москвы. А в работе Игоря Шаройко «Бесконечная» современный Одиссей отправится в путешествие к своей Пенелопе от вымышленной станции метро.