Тбилисский театр имени Руставели спустя 12 лет вернулся в Москву

Роберт Стуруа поставил спектакль о добре и зле, которые поменялись местами

В Москву после 12-летнего перерыва приехал из Тбилиси Театр им. Шоты Руставели, который теперь оригинально называется Государственный профессиональный драматический театр им. Шоты Руставели — словно прежде он был любительским. В Москве к нему особое отношение, которое  можно сравнить разве что с тем, как встречали со спектаклями литовского гения Эймунтаса Някрошюса. Спектакль «Вано и Нико» в постановке Роберта Стуруа показали в рамках Чеховского театрального фестиваля.

Роберт Стуруа поставил спектакль о добре и зле, которые поменялись местами
Фото: chekhovfest.ru

В основе спектакля — рассказы грузинского писателя, сценариста и актера Эрлома Ахвледиани, которого зрители знают еще и как сценариста таких известных советских фильмов, как «Пиросмани» Георгия Шенгелаи и «Несколько интервью по личным вопросам» Ланы Гогоберидзе с Софико Чиаурели в главной роли. Его рассказы истинно грузинские, классические, наполнены метафоричностью, которую мы связываем исключительно с грузинской литературой и театром. На этом всегда основывался и этот уникальный коллектив.

Роберт Стуруа работает в Театре им. Шоты Руставели очень давно, с 1962 года, — 55 лет в одном театре и более 30 в качестве художественного руководителя. В 1979-м стал его руководителем, а в 2011-м был уволен по распоряжению министра культуры за ксенофобские высказывания, после чего переехал в Москву, возглавив театр «Et Cetera». Посетив в ту паузу Тбилиси, наблюдала, как его встречали, когда он неожиданно вышел на поклоны после премьерного спектакля «Сезон охоты», после которого и был снят с должности худрука. Актеры вынесли Стуруа на руках, а он отнюдь не пылинка. Но уже в 2012-м вновь вернулся в Театр им. Руставели. Его спектакли по пьесам Шекспира «Ричард III», «Король Лир», а также «Кавказский меловой круг» Брехта — классика, которую изучают как основу основ. С годами что-то поменялось, но метафорическое видение жизни и театра остались. И в новом спектакле «Вано и Нико» все это можно было наблюдать.

Вано и Нико — люди самые обычные, но в то же время — воплощение добра и зла. Но черно-белой жизнь редко бывает: вот и герои вкусили то, что им не свойственно. Они, как принц и нищий, поменялись местами. Вано отдал свою доброту Нико, а тот наградил его злом. Роберт Стуруа как философ и сказочник размышляет о вечных истинах, говорит поэтическим языком, с иронией и любовью. В итоге все уравновешено: плохой остается хорошим, а к хорошему все возвращается. Стуруа: «Добро всегда будет добром, зло — злом. И если иногда побеждает зло, то в итоге все равно добро выйдет победителем».

Сцена из спектакля. Фото: chekhovfest.ru

Художник Мирон Швелидзе заполняет сцену во всю ее глубину застывшими фигурами, актерами, которые замерли в темноте сцены. На авансцене — марионетки, которые оживают и превращаются в Вано и Нико из плоти и крови. Словно к ним прикоснулся волшебник или даже сам Господь Бог. Иногда герои спектакля напоминают Фауста и Мефистофеля. Разве что простодушие первого, почти детский нрав, придает вечному спору о добре и зле трогательную интонацию.

Мир Стуруа почти всегда — загадочный сон, населенный странноватыми героями. В «Сезоне охоты» героиня тоже видела диковинные сны. Видимо, это любимое состояние режиссера. Вано готов влюбиться в кого угодно, даже в совсем немолодую женщину, и подарить ей фамильное кольцо, доставшееся от бабушки. А она выйдет замуж за другого. В роли Вано — Михаил Арчвадзе. Нико — Сандро Микучадзе-Гаганидзе. Женщина — Нино Арсениашвили. Незнакомец — Давид Дарчия.

Спектакль о той тонкой красной линии, которая разделяет добро и зло, и иногда они способны развернуться в противоположную сторону.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27996 от 14 июня 2019

Заголовок в газете: Стуруа погрузил всех в сон

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру