Картины Иеронима Босха оживили канадские артисты

Образы великого нидерландского живописца разложили на «7 пальцев»

В Московском театре мюзикла прошла российская премьера «спектакля-путешествия по вселенной великого художника» Иеронима Босха под названием «Сны Босха». Поставил его уже хорошо нам знакомый канадский режиссер Сэмюэль Тетро, не раз приезжавший в Россию с театром-цирком «7 пальцев». На этот раз его вдохновило творчество великого голландца.

Образы великого нидерландского живописца разложили на «7 пальцев»
Сцена из спектакля "Сны Босха". Фото предоставлено пресс-службой Московского театра мюзикла.

Спектакль идет полтора часа без антракта. Одна картина наплывает на другую под мелкие перебежки персонажей из нашей жизни. Фантастические полотна Босха оживают. Материализуются на сцене 25 его персонажей. На занавесе-экране идет анимационный фильм, но вдруг из него выкристаллизовываются герои из плоти и крови, они же артисты цирка, так что уже не поймешь, где театр, где кино, а где цирковое шоу. Ожившие картины пытается соединить некий унылый лектор из Амстердама, напомнивший докладчиков из общества «Знание» советских времен, рассуждавших на тему «Есть ли жизнь на Марсе?»

«Сны Босха» появились на свет в 2016 году к 500-летию со дня смерти великого живописца. Но посвящен спектакль не только ему, но и безвременно ушедшему датскому режиссеру Мартину Тулиниусу. Его не стало в октябре 2016 года - в 49 лет, на пике карьеры. В Москве в 2008-ом на выставке песчаных фигур в Коломенском Тулиниус представлял шоу «Музы огня». На Чеховский фестиваль привезут из Копенгагена и его спектакль «Тайгер Лиллиз играет Гамлета» с участием знаменитой британской группы.

Сцена из спектакля "Сны Босха". Фото предоставлено пресс-службой Московского театра мюзикла.

Постановщик шоу Сэмюэль Тетро говорит, что пытался проникнуть в мир Иеронима Босха через сны разных персонажей, увлеченных его картинами. Кто только не вдохновлялся творениями великого Иеронима — рок-музыкант и композитор Джим Моррисон, чья группа «The Doors» упоминается по ходу спектакля, Сальвадор Дали, чья сюрреалистическая работа исследуется словно под лупой, как и воодушевившие его картины Босха. «Если вы посмотрите на полотна Босха, то увидите там людей, стоящих вверх ногами, людей на кольцах. Так, уже 500 лет назад у него были отсылки к цирку, — говорит Сэмюэль Тетро. — Фантастическая природа и странные летающие существа, люди с низменными страстями и божественной тягой к свету прямо просятся на театральную сцену, чтобы воплотиться в пластике концептуальной хореографии и акробатике». Сэмюэль Тетро исследует детали его работ. Фрагменты увеличиваются, а вышеупомянутый лектор излагает свои ординарные изыскания с трибуны. Их перевод на русский язык транслируется на двух экранах. Вот оно уязвимое место «Снов Босха». Среди авторов пьесы — режиссер, сценограф спектакля, еще двое их коллег. Есть и консультанты по драматургии. Когда видишь столь внушительный список в кино — жди беды. И здесь связующее звено между оживающими картинами сделано без блеска.

«7 пальцев» — это семь актеров и впечатляющий пример мира и культуры без границ. В труппе работают артисты из разных стран: жонглер из Чили Владимир Амиго, французский акробат Тимоти Венсан, летающая на трапеции американка Элиза Пенело, канадская эквилибристка Мари-Эв Дикер и ее соотечественники — Рафаэль Фильятро, Эмиль Матье и Леа Вольф. У каждого из них — яркая индивидуальность, внушительный послужной список — от Бродвея до участия в олимпийских церемониях. В 2014 году «7 пальцев» всем составом были задействованы в театрализованном открытии зимней Олимпиады в Сочи. Всем этим артистам, как и их персонажам, не всегда хватает автора. Вспоминается знаменитая пьеса Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», где нарушены границы между вымыслом и реальностью, а герои способны не только идти на поводу у драматурга, но и вести его за собой. «7 пальцев» на многое способны, но пока не повели за собой внушительный десант авторов.

Сцена из спектакля "Сны Босха". Фото предоставлено пресс-службой Московского театра мюзикла.

Сценограф, он же — художник по костюмам и маскам, автор видеопроекции и анимации Анж Потье — тоже человек мира, живущий между Буэнос-Айресом и Парижем. Он высказал мысль, что живи Босх в наши дни, стал бы непревзойденным кинорежиссером. Аргументы — в его работах присутствует натурализм и повседневная реальность, которые сосуществуют с вымышленными чудовищами, священным огнем, взрывами и прочими «спецэффектами». В работе самого Потье чувствуется его любовь к анимации. Когда-то он сотрудничал с французской мультимедиакомпанией и даже создавал анимационный фильм «Босх» на основе триптиха «Сад земных наслаждений». Мультфильм отмечен главным призом в короткометражной номинации на аргентинском кинофестивале в Мар-дель-Плата. Анж также работал над комиксом «Юрий», а потом уже в компании с братом Орельеном Потье выпустил одноименную видеоигру о загадочном космонавте, потерянном в фантастическом ночном мире. Легко догадаться, о ком именно идет речь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27993 от 10 июня 2019

Заголовок в газете: Босху предрекли кинокарьеру

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру