В последнее время на главных киносмотрах мира только тем и занимаются, что подсчитывают число женщин, участвующих в разных программах, а также работающих в его руководстве и в других подразделениях. Часто это происходит в ущерб качеству. В конкурс попадают средние картины, зато баланс соблюден. В российском кино главные позиции давно заняли женщины, когда еще не было повального «освободительного» движения за права слабого пола. Операторские и режиссерские факультеты переполнены девушками. Они все активнее занимают лидирующие позициии, оттесняя мужчин.
Женское кино все чаще рассказывает о любви и измене
Среди участниц конкурса — Лариса Садилова, чей фильм «Однажды в Трубчевске», только что участвовал в каннской программе «Особый взгляд». Теперь он впервые будет показан на родине. Это современная история об Анне Карениной из небольшого городка. В чем-то перекликается с ней и картина «Давай разведемся» - полнометражный дебют известного сценариста Анны Пармас. От главной героини — врача-гинеколога - уходит муж, и она готова на все, вплоть до привлечения потусторонних сил, чтобы сохранить семью.
В «Верности» Нигины Сайфулаевой тоже речь пойдет о муках любви акушера-гинеколога. У нее нежные отношения с мужем - артистом провинциального театра, но физической близости нет. Жена подозревает мужа в изменах, тихо ревнует и сама начинает изменять.
«Люби их всех» Марии Агранович - то ли о столичной содержанке, то ли мошеннице, а может быть талантливой актрисе или же просто женщине, умеющей любить. Она способна дать мужчине то, что ему надо: веру, надежду и почти всегда любовь. В главной роли Алена Михайлова. Необычную роль сыграл в картине Сергей Гармаш.
Второй фильм «Троица» китайской актрисы, певицы и участницы шоу «Голос» Ян Гэ - про любовный треугольник. Участвуют в нем: мучитель, спаситель и жертва. Они меняющиеся ролями в зависимости от ситуации. Ян Гэ играет Марго, признающуюся мужу в измене со студентом. Она приходит к пониманию Бога и того, как близкий ей восточный мир, в котором она выросла, соотносится с западным. Все, о чем пойдет речь в картине, во многом напоминают личную историю режиссера. Свой фильм Ян Гэ снимала в России, Китае, Германии и Франции.
«Выше неба» Оксаны Карас – современная история, в которой, по словам режиссера, любой зритель может себя идентифицировать с героями картины. Это картина о первой любви и взрослении. «Может быть, для зрителей фильм станет возможностью проверить свои семьи, свои близкие связи на истинность. Что удерживает нас рядом с близким человеком – чувство вины, долг, манипуляция или любовь? Есть ли за этим настоящие отношения или все уже стало искусственным?» - говорит Оксана. Супруги в жизни - Виктория Толстоганова и Алексей Агранович - впервые вместе снимались в кино. Работа над фильмом была сопряжена с некоторыми трудностями. Во время съемок сцены купания, актеров Таисию Вилкову и Филиппа Авдеева унесло течение реки, но дежуривший на площадке спасатель быстро отреагировал, так что никто не пострадал.
«Мысленный волк» Валерии Гай-Германики - притча о страхе, рассказ о лишенных любви матери и дочери. Они на короткое время обретают взаимопонимание. Сплотит их страх и выдуманная матерью история о волке- людоеде.
Мужское кино отличает смелость и порочные герои
Герой «Сторожа» Юрия Быкова — сорокалетний сторож санатория, идущего под снос. Работа позволяет ему вести затворнический образ жизни. Однажды ночью в санатории появляется супружеская пара, которую преследуют бывшие друзья и партнёры. Сторож их укрывает.
На съемочной площадке фильма «Большая поэзия» Александра Лунгина (сын Павла Лунгина) побывали вооруженные инкассаторы, участники боевых действий в Афганистане и на востоке Украины, России 90-х и Сирии, поэты и организаторы нелегальных петушиных боев, инструкторы армейского спецназа. В его основе - реальные судьбы жителей Подмосковья. Это история двух инкассаторов, которые не только перевозят чужие деньги, но посещают поэтический кружок, ходят на петушиные бои в общежитии гастарбайтеров. События происходят в одном из гетто МКАДа. «В нашем фильме много стихов, - говорит Александр Лунгин, - Но он не о словах и не о рифмах. А о дружбе, предательстве, о порочном изнаночном мире, в котором каждый, кто пытается быть честным и последовательным, в конце концов оказывается наивным и жестоким. О той вечной непонятной силе, которая до сих пор наперекор всему делает нашу жизнь такой неистовой, странной и одинокой». В картине снимались: едва ли не самый востребованный сегодня актер Александр Кузнецов, Алексей Филимонов, Федор Лавров, Евгений Сытый.
«Мальчик русский» снят выпускником мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Александром Золотухиным. Фильм уже был показан на Берлинале. Он снят в близской Сокурову манере и рассказывает о юном герое Первой мировой войны.
Григорий Константинопольский экранизировал «Грозу» Александра Островского, перенеся действие пьесы в наши дни и дополнив его поющими дельфинами. Катерина, роль которой исполнила молодая и талантливая Любовь Аксенова, полюбит родственника мэра города — молодого человека по имени Борис. Кабаниху сыграла Виктория Толстоганова, Бориса – Сергей Городничий, Кулигина - Иван Макаревич, который исполнит рэп о поисках перпетуум-мобиле. Григорий Константинопольский еще в 90-е начал снимать музыкальные ролики. Их у него больше трехсот - «Вовочка» группы «Pep-See», «Мал-помалу» Аллы Пугачёвой, «Буратино» и «Шире шаг!» группы «Тайм-аут», «Однажды мир прогнётся под нас» группы «Машина времени». Съёмки «Грозы» проходили в Ярославле, где режиссер когда-то учился в театральном институте.
«Эта пьеса появилась 150 лет назад, а как будто сегодня написана – говорит Григорий Константинопольский, - Все эти события имеют место быть и в наши времена. Могут меняться нюансы, Катерину могут посадить под замок по какому-то другому поводу, но суть взаимоотношений людей не поменялась ничуть: всё как было, так и осталось. Движения вперёд никакого нет».
«Куратор» дебютанта и выпускника Высших курсов сценаристов и режиссеров Петра Левченко о криминальных событиях в подмосковном городке. Убит мэр. В преступлении подозревается бизнесмен грузинского происхождения. Поисками убийцы занимается знакомый с ним бывший силовик. «Бык» Бориса Акопова отсылает в 1990-е с пустыми прилавками, криминальными разборками. Молодой лидер преступной группировки по прозвищу «Бык» зарабатывает, как может, лишь бы обеспечить семью. Из отделения милиции его вызволяет московский авторитет, но в ответ просит о маленькой, но опасной услуге.
На общем фоне жестских мужских историй хоть каплей нежности отличаются «Керосин» Юсупа Разыкова, снятый в Ярославской области, в местах, где родилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, и рассказывающий о простых людях, выживающих в сложных жизненных обстоятельствах,и полнометражный дебют актера Григория Добрыгина «Sheena667», снятый в небольшом городке, где молодая пара как-то пытается выживать. Картина участвовала в конкурсе Роттердамского кинофестиваля. Главную женскую роль в ней исполнила Юлия Пересильд.
Жюри основного конкурса возглавит актер и режиссер Константин Хабенский. А под его началом будут работать: оператор Алишер Хамидходжаев, актриса Анна Чиповская киновед Анжелика Артюх, режиссеры Резо Гигнеишвили и Наталья Мещанинова, композитор Алексей Айги.
Жюри конкурса короткого метра возглавит актриса Анна Михалкова. Оценить ей предстоит не только работы тех, кто делает первые шаги, но уже известных кинематографистов. Среди них - Михаил Местецкий с «Одной исторической ошибкой», Иван Твердовский-младший с «Мирной жизнью», Елизавета Стишова с фильмом «@Жених», актриса Паулина Андреева с режиссерским дебютом «Плачу с вами», а также студентка Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, только что учасвовавшая в программе «Синефондасьон» Каннского кинофестиваля с короткометражкой «Сложноподчиненное».
Другой участник и лауреат Каннского фестиваля Кантемир Балагов представит свою «Дылду» вне конкурса, поскольку продюсировал ее Александр Роднянский, руководящий сочинским фестивалем.
Завершит киносмотр «Француз» Андрея Смирнова, рассказывающий о французском студенте, приехавшем в 1957 году в МГУ на стажировку. Он знакомится с балериной Большого театра, погружается в культурную жизнь Москвы. Во время пребывания в СССР главный герой ищет отца - белого офицера Татищева, арестованного в конце 1930-х. Главную роль сыграл Антуан Риваль. В картине также снимались: Евгения Образцова, Евгений Ткачук, Александр Балуев, Нина Дробышева, Наталья Тинякова, Михаил Ефремов, Роман Мадянов.