Для многих имя Пон Джун Хо стало открытием. Между тем он давно не мальчик, в сентябре ему 50, и за плечами серьезная фильмография, сильная картина «Мать». На родине режиссера молодые корейские кинематографисты крайне удивились высокой оценке этого фильма с моей стороны. Нет пророка в своем отечестве. Каннской публике памятна другая картина Пон Джун Хо — участвовавшая в основном конкурсе два года назад «Окча», пусть и скромных достоинств, но интересно придуманная, сочетавшая игровое начало с элементами анимации, где одну из ролей сыграла Тильда Суинтон, присутствовавшая и на премьере «Паразитов». Продюсером «Окчи» был Брэд Питт. Теперь «Паразиты» потеснили «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, где у Брэда просто искрометная роль. «Паразиты» стали самой необычной картиной нынешнего конкурса, как и в фильмографии режиссера Пон Джун Хо. Но для южнокорейской кинематографии «Паразиты» вполне даже привычное, традиционное кино, отражающее менталитет своего народа. Это одна из самых сильных кинематографий, о которой у нас вспоминают редко, разве что когда появляется новая работа Ким Ки Дука.
«Паразиты» рассказывают в яркой, доведенной до гротеска форме о той пропасти, что разделяет бедных и богатых. Нищая семейка, обитающая в полуподвале, постепенно внедряется в жизнь респектабельной семьи. Кончится это для всех невероятно. Настолько, что ничего подобного и в голову не придет европейцу или, к примеру, Тарантино, которому многие прочили главную награду и который тоже мастер кровопролитий на экране. Но его долгожданный фильм «Однажды … в Голливуде» отмечен лишь «Пальмой» для собак — Palm Dog. Награда досталась питбулю Брэнди, которого воспитывал на экране бравый каскадер в исполнении Брэда Питта. А «Паразиты» отмечены еще и новой премией, впервые вручавшейся в Каннах, — Art House Cinema Award.
А дальше начались сплошные вопросы «за что?» и обвинения в адрес членов жюри — Иньяритту, Павла Павликовского, Йоргоса Лантимоса, Аличе Рорвахер, а это цвет современной режиссуры. Остальные в расчет словно и не принимаются. Особенно 21-летняя голливудская звезда Эль Фаннинг. Наибольшие нападки выпали на обладательницу Гран-при (впервые эта награда досталась темнокожей женщине) Мати Диоп из Сенегала. К ней действительно много вопросов, но она сняла одну из самых экзотических и идеальных по изображению картин конкурсной программы — «Атлантика». Лучшими режиссерами названы знаменитые братья Жан-Пьер и Люк Дарденн из Бельгии, представлявшие фильм «Молодой Ахмед», сделанный в их фирменном стиле. Да, они действительно снимают словно одно бесконечное кино, уже дважды отмеченное в Каннах «Золотой пальмовой ветвью». И на этот раз нашли прекрасного юного актера, чтобы показать, как в головы молодых мусульман вдалбливаются идеи радикализма.
«Боли и славе» Педро Альмодовара тоже предрекали «Золотую пальму». Но картину испанского гения, до сих пор не имеющего главной каннской награды, жюри отметило «Серебряной пальмовой ветвью» за лучшую актерскую работу, которую получил Антонио Бандерас, ставший альтер эго своего любимого режиссера. В последние годы Альмодовар не особо радовал, а тут сделал исповедальное кино, очень личное, но восторги вокруг того, что это нечто выдающееся, сильно преувеличены. Бандерас всех сразил своим рассказом о трудной доле артиста. Сам он, к примеру, голодал в Мадриде, многое пережил, и не красными дорожками выстелена жизнь артиста, даже голливудского. Это сплошные тернии. «Лучшей актрисой» стала Эмили Бичем из Великобритании в фантастическом «Малыше Джо» австрийского режиссера Джессики Хауснер.
Приз жюри — у «Отверженных» темнокожего уроженца Франции Ладжа Ли и «Бакурау» бразильских режиссеров Клебера Мендонса Фильо и Жулиана Дорнеля. Первая всколыхнула французскую публику, поскольку затронула проблему полыхающих парижских пригородов. Вторая эффектно началась и быстро скатилась в никуда. Специального упоминания жюри удостоена палестинская лента «Это, должно быть, рай» Элиа Сулеймана.
Награду за лучший сценарий получила француженка Селин Скьямма за «Портрет молодой женщины в огне», который сама же и сняла со своей возлюбленной в главной роли. Странно, конечно, что именно за сценарий эта лесбийская история получила награду. Если и есть в ней нечто необычное, то изобразительное решение. Один горящий в ночи подол и мерцающие во тьме платья чего стоят. «Золотую пальмовую ветвь» за короткометражный фильм получила греческая «Дистанция между небом и нами» Василиса Кекатоса.
«Золотая камера» за лучший дебют досталась фильму «Наши матери» Сезара Диаса, участвовавшего в программе «Неделя критики». Жюри этой премии рассматривает дебюты во всех программах.
Российскому режиссеру Кантемиру Балагову за день до официального открытия был присужден приз за лучшую режиссерскую работу в фильме «Дылда» в конкурсе «Особый взгляд», жюри которого возглавляла ливанский режиссер Надин Лабаки. К тому моменту Кантемира уже не было в Каннах, так что награду принимал его продюсер Александр Роднянский. Но вернуться на Лазурный Берег ему все-таки пришлось, чтобы получить еще и приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Два года назад его дебютную «Тесноту» уже отметили аналогичной наградой. «Дылда», рассказывающая о послевоенном Ленинграде, очень близка манере Сокурова, у которого Кантемир учился в Нальчике, своей театрально-живописной манерой. Снята она без поддержки государства, как и второй наш участник «Особого взгляда» — «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой, которой просто отказали в финансировании.