Более сорока российских картин претендовали на участие в конкурсе: все грезят о Каннах. Лариса Садилова, в последнее время, казалось, многими забытая и даже сброшенная со счетов, как бы это жестоко ни звучало, давно не снимавшая полнометражное кино, вдруг оказалась во втором по значимости конкурсе главного фестиваля мира. При этом ничего кардинально нового она и не сделала, никого удивлять не собиралась, осталась верна себе. Снимала про так называемых второстепенных людей, как их называла Кира Муратова, работала в ситуации абсолютного безденежья, на свой страх и риск.
«Однажды в Трубчевске» родился из короткометражки «С Новым годом!». На большее рассчитывать не приходилось, поскольку средств не было. Но герои, как это бывает в литературе, повели автора за собой, потребовали продолжения. Так зима переросла в лето. История, ставшая основой сценария, — реальная, хотя и отсылающая к «Анне Карениной» Толстого, при этом не ушедшая в сторону Лескова и его «Леди Макбет Мценского уезда», хотя и такой исход был возможен. До конца фильма находишься в напряжении, так что страшно за героев: куда их нелегкая вынесет?..
Снималась картина под Брянском, в котором Лариса Садилова родилась и жила до поступления во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. От ее родного города рукой подать до Трубчевска, где она сняла еще две картины помимо «Однажды в Трубчевске» — «Сынок» и «Она».
Когда-то со своим дебютом «С днем рождения!», снятым в роддоме и почти документально, Лариса участвовала во многих европейских фестивалях. Ее «С любовью, Лиля» стала призером Роттердамского кинофестиваля. В новой картине — все та же частная жизнь маленьких и скромных людей, живущих в небольшом городке, где не укрыться от посторонних глаз. Главную героиню зовут Анна. Она — кустодиевская, пышнотелая красавица. Все у нее хорошо: любящий муж, подрастающая дочь, работа на дому. Анна вяжет и продает в городе свой товар. Ее можно назвать Карениной из Трубчевска, потому как она проходит путь измены, но без летального исхода. Сыграла Анну Кристина Шнайдер — начинающая в кино актриса, сыгравшая прежде первую жену Шагала в фильме «Шагал — Малевич» Александра Митты.
Жизнь городка бесхитростна и спокойна. На экране — не только профессиональные московские актеры, но и Юрий Киселев — прекрасный артист брянского Театра драмы им. А.К.Толстого, снимавшийся у Ларисы во всех фильмах, начиная с «Ничего личного». Участь провинциального Вронского выпала на долю Егора Баринова — пожалуй, самого известного здесь актера, эдакого сельского Тарантино-дальнобойщика. Жители Трубчевска, и особенно их женская половина, прекрасны: ворчливая свекровь Анны, которая никогда ей не простит произошедшего; деревенская старушка, приютившая злополучную Каренину в своем доме; кумушки, осуждающие непутевую «дуру набитую», как назовет ее собственный муж. Они совсем не робеют перед камерой, живут естественной жизнью, рассказывают о своей драматичной судьбе, о фашистах, дошедших до этих мест…
Скромные среднерусские пейзажи, дороги и белеющая вдали церковь изумительно сняты операторами Анатолием Петригой и Ириной Уральской. Русская попса и народные песни, вся звуковая партитура точно сведены звукорежиссером Рустамом Ахадовым — мужем Ларисы. Они всегда вместе работают, несмотря ни на что, вопреки обстоятельствам, потому как кино для них — единственно возможная жизнь. Сила картины Садиловой — в простоте и безыскусности. В то время как многие сюжеты, особенно усталого европейского кино, вымучены.
В одном конкурсе с «Однажды в Трубчевске» немало достойных картин и очень известных имен. Среди них — любимцы Канн: Кристоф Оноре с «Комнатой 212» и Брюно Дюмон с не очень удачной «Жанной д’Арк», наш Кантемир Балагов с «Дылдой». Он причислен в Каннах к разряду вундеркиндов, наряду с повзрослевшим уже канадским режиссером Ксавье Доланом, представившим в основном конкурсе весьма скромных достоинств картину «Матиас и Максим», воспевающую мужскую любовь.
В «Особом взгляде» участвует и дебютант от Украины Нариман Алиев с картиной «Домой», рассказывающей о пути в Крым из Киева отца и сына со страшным грузом-200, разве что без цинкового гроба, как положено в таких случаях. Они везут тело убитого в Донбассе сына и старшего брата. Их скорбное путешествие сопровождают разного рода происшествия, встречи с родственниками, мечты о былом Крыме, который многие крымские татары теперь могут наблюдать с берега озера Сиваш. В переводе с крымско-татарского - «грязь», называют его и Гнилым морем. Но его пустынные берега прекрасны. Только Мустафа и его сын ничего этого не замечают. Им бы довезти тело.
Сам режиссер называет себя крымским татарином, родился он в Крыму, а живет теперь в Киеве. Его родители — родом из Узбекистана, куда были депортированы их предки, и теперь живут в Крыму. Многие родственники и знакомые режиссера — крымские татары — рассыпаны по миру, но считают своей родиной Крым.
Картина «Домой» сделана деликатно, не воинственно, в ней есть скрытая тоска. Нариману было важно показать разрыв поколений — отца и сына, которые не всегда могут найти общий язык. Молодому режиссеру пока удалось лишь растянуть на полный метр то, что хорошо бы смотрелось в короткометражном формате, но он не без способностей. Приглашение в каннский конкурс — большой аванс и подкрепление будущих шагов для него. Главное — с умом этим распорядиться.
Жюри конкурса «Особый взгляд» возглавила режиссер из Ливана Надин Лабаки. Год назад ее «Капернаум» был отмечен наградой жюри главного конкурса. Открывая программу «Особый взгляд», она говорила о том чуде, которое с ней произошло, своем пути, который на ее родине кажется невероятным. Но такое бывает с талантливыми людьми.