— Первым городом стал потрясающий Гуанчжоу. Зал, в котором мы работали, рассчитан на две тысячи зрителей, а сам театр — Гуанчжоуский оперный дом, Guangzhou Opera House, — похож на летающую тарелку, — говорит Кирилл Крок. — Вахтанговский стал первой драматической труппой, которая вышла на его сцену: обычно здесь играют только оперные, балетные спектакли и еще мюзиклы. Сцена огромная, в два раза по ширине больше московской. Такое впервые в нашей практике, потому что обычно масштабный «Онегин» с трудом встает на европейскую сцену, а тут… В общем, Римасу Туминасу приходилось на ходу корректировать некоторые сцены.
Интерес к русской классике огромный, о чем свидетельствует продажа билетов: «Евгений Онегин» был раскуплен мгновенно. Цена в переводе с юаней на рубли — от 400 до 8000. Практически как в Москве. К приезду московской труппы в Шанхай билеты за два месяца были все проданы, а у театра появились спекулянты.
Шанхай. Культурный арт-центр (Shanghai Culture Square). Как известно из истории, Пушкин мечтал побывать в Поднебесной, за два месяца овладел разговорным китайским (обладал невероятными способностями к изучению иностранных языков), но так за всю свою жизнь ни разу не пересек российской границы — невероятно, но факт. Зато в Шанхае ему поставлен памятник, трижды переживший разрушение и восстановление.
В феврале 1937 года шанхайское русское общество, решившее с размахом отметить столетие со дня смерти поэта, поставило ему памятник во Французском квартале, где после Октябрьской революции проживало много выходцев из России. Над памятником совершенно бесплатно работала группа русских архитекторов и художников во главе с М.Н.Павловским. На высокой стеле с бронзовым бюстом Александра Сергеевича, обращенным лицом в сторону России, на нескольких языках было высечено: «1837—1937, Пушкин — в сотую годовщину смерти».
Памятник пережил японскую войну, но в 1944 году японские власти бюст отправили на переплавку. После того как Шанхай избавился от японцев, Комитет по восстановлению под руководством И.М.Рогова собрал пожертвования русской и китайской интеллигенции, а также отделения ТАСС. А уже специалисты Третьяковки во главе с архитектором В.Н.Домогацким, по сохранившимся документам и эскизам отлили новый бюст Пушкина, но уже из меди. «Культурная революция» 1966 году не пожалела Пушкина, и памятник во второй раз был уничтожен до основания. И только после ухода от власти «революционеров» китайский скульптор Гао Юнлон со своим творческим коллективом, не имея документов и фотографий двух предыдущих памятников, в 1987 м восстановил бюст солнца русской поэзии. Только теперь поэт смотрит на юг — в соответствии с китайским обычаем уважаемые люди обращены лицом к солнцу.
Вахтанговцы, которые привезли в Шанхай пушкинскую «энциклопедию русской жизни», пришли к памятнику, принесли цветы, Людмила Максакова читала Пушкина, а вечером вместе с другими артистами блистала на сцене. В спектакль, который идет уже несколько лет, вошли новые исполнители — Леонид Бечевин (молодой Онегин) и Николай Романовский (Ленский).
В Шанхае после первого же спектакля зрители создали фан-клуб «Евгений Онегин», ждали на выходе после спектакля артистов. Кстати, именно в Шанхае вахтанговцы узнали о новой практике коллективного селфи со зрителями.
— Это обычно происходит так, — поясняет «МК» Кирилл Крок. — Если после первого показа в соцсетях какой-то спектакль по зрительскому интересу становится лидером — более 1000 лайков, то на следующем объявляется коллективное селфи со зрителем — в тех же сетях, в фойе, на рекламных экранах. А само селфи делают уже на поклонах. На сцену к артистам выходит человек с микрофоном — у нас была девушка — и просит всех зрителей включить фонарики своих мобильных телефонов. Потом просит артистов повернуться спиной к залу, где на заднике декорации уже стоит фотограф наготове с камерой, и по общему сигналу зрители поднимают светящиеся гаджеты и делается снимок. На нем отлично видна вся труппа на фоне почти двух тысяч огоньков.
Последний блок спектаклей вахтанговцы играют в Пекине в Арт-центре (Beijing Tianqiao Performing Arts Center).