Практически от самого входа в огород над Зеркальным каналом выстроен помост, части которого скреплены под углом один к другому — тут Шанхайский центр оперы куньцюй и играет свою знаменитую «Пионовую беседку». А зрители в три ряда сидят по обеим сторонам канала. У каждого на всякий пожарный приготовлен дождевик, но, к счастью, на самом первом показе он не понадобился, скорее, пригодился бы плед, поскольку майским вечером было совсем не жарко.
Зрителей предупреждают о том, что съемки во время спектакля запрещены, и самое забавное то, что первыми свои телефоны вскидывают представители китайской делегации. Наши деликатничают и только ближе к концу начинают снимать. А не снимать — преступление перед красотой, которую и являет жанр древней оперы куньцюй. Никакими гаджетами ее не вспугнуть — проверено веками. Яркие костюмы, украшенные камнями, замысловатые головные уборы, необычный грим (выбеленные лица, нарумяненные щеки, изысканно подведенные глаза). Движения плавные, «разговаривают» артисты руками, сопровождая таким образом свое весьма специфическое и непривычное для европейского уха пение. Когда низкая нота резко уходит на самые верха и зависает там надолго, чтобы потом как по лесенке скатиться вниз, по дороге меняя интонации. Завораживает. На другом конце помоста четыре музыканта сопровождают пение артистов игрой на древних инструментах, и звук бамбуковой флейты заглушает шум проспекта Мира.
Если попадаешь под магию визуального и вокального ряда, то совершенно необязательно читать субтитры. А между тем у «Пионовой беседки» есть конкретный сюжет, поэтичный и наивный, как сказка. Красавица засыпает в весеннем саду, видит во сне своего возлюбленного, а очнувшись, понимает, что это было всего лишь видение. От горя и невозможности встречи с суженым она умирает, но до этого оставляет автопортрет. Найдя его, возлюбленный девушки так потрясен, что силой своей любви оживляет портрет. Здесь есть даже повелитель ада, но совершенно нестрашный по причине своего сказочного вида. Ну не прелесть ли в окружении водной глади и свежей майской зелени!
Как поют птицы в погожий день.
Как те влюбленные, что видят фей во сне…
Дожди вплетают нити в пелену тумана
О, дева милая…
Весенний сад…
И так далее в древней китайской опере, которая хотя бы на миг, а точнее, на 70 минут, способна унести человека из тяжелого, агрессивного, загазованного города в заоблачные дали. «Пионовую беседку» на Чехов-фесте сменит балет «Эхо вечности», но на этот раз он пройдет не на природе, а в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко.