В афише, разработанной на целых три месяца, древняя китайская опера XIII века соседствует с современным пекинским театром танца, а европейская хореография осваивает памятник классической китайской литературы. Масштабно будет представлена панорама современного театра Поднебесной.
Здесь с новыми работами — известные немецкие актеры Барбара Нюссе и Мартин Вуттке, режиссеры Виктория и Аурелия Тьере (Франция), Даниэле Финци Паска (Швейцария), выдающиеся европейские мастера танца Уильям Форсайт и Акрам Хан, два всемирно известных азиатских хореографа — Лин Хвай Мин и Лин Ли-Чен (Тайбэй).
Именно на Чеховском состоятся две мировые премьеры: первая — «Медведь» по одноименной чеховской пьесе-шутке в постановке Владимира Панкова (совместный проект самого Чеховского фестиваля и Центра драматургии и режиссуры). И вторая — «Семь притоков реки Ота» знаменитого канадца Робера Лепажа, являющего собой театральное путешествие во времени и пространстве к истокам грандиозных событий XX века. Наконец, программа Чеховского фестиваля-2019 станет частью Театральной олимпиады в Санкт-Петербурге.
«ПИОНОВАЯ БЕСЕДКА» (Шанхайский центр оперы куньцюй)
Традиционная китайская опера куньцюй, насчитывающая 600 лет, в связи с чем находится в статусе шедевров и нематериальных памятников человечества, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Это дивной красоты зрелище играют и поют только на воде, и только в естественных декорациях. В Москве ими станет Зеркальный канал Аптекарского огорода в центре Москвы. Благоухающие цветы, зелень Ботанического сада МГУ, водная гладь — лучшая рама для печальной истории красавицы Ду Линянь. Однажды во сне она увидела своего возлюбленного, но, не найдя его наяву, умирает. Однако сила любви побеждает смерть.
Режиссер и автор музыки к этому спектаклю — обладатель премий «Оскар» и «Грэмми», композитор Тань Дунь (саундтрек к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»). Он же — автор музыки, написанной для пекинской Олимпиады, и интернет-симфонии, исполненной первым в мире симфоническим интернет-оркестром.
А если во время спектакля разверзнутся небеса и небесные хляби обрушатся на московскую землю? Спектакль состоится при любой погоде: китайские артисты готовы к любым испытаниям, а их исторические костюмы и экзотический грим выдержат любую стихию.
«БУРЯ» (театр Талия, Гамбург)
Да, это Шекспир и его последняя во многом философская пьеса — с духами острова, сильными мира сего, простыми смертными и их расплатой за грехи. Но это и размышления нового поколения режиссеров немецкого современного театра о будущем, а уж тут, уверяю вас, мало не покажется. 32-летняя Йетте Штекель с помощью классика высказалась жестко, насмешливо, опираясь на взгляды современных философов, о том, куда же катится современная европейская цивилизация. Вот один из них: «Утопия — верить, что все будет идти как шло. Беженцы — только начало. Настоящие проблемы придут потом. Возможно, у западного мира не хватит сил их решить. Тогда мы обречены» (философ Славой Жижек). Мятежная «Буря» из Гамбурга буквально купается в живой музыке — джаз, рок, рэп, что вселяет надежду: не так уж все апокалиптично.
«ДОНКА» (компания Финци Паска, театр Види-Лозанн, Лугано)
Она вернулась — эта волшебная «Донка» из Швейцарии, сделанная в 2010 году режиссером Финци Паска как нижайший поклон нашему Антону Павловичу Чехову к его 150-летию. На этот раз в российской столице — новая редакция, полная самых ярких и неожиданных фантазий на тему Чехова: его жизни, его произведений, его образов. А переданы они искусством клоунады, акробатики, жонгляжа, музыки, сценографического искусства. Все ярко, изящно и чувствительно.
Кстати, донка — это всего-навсего маленькая удочка с маленьким колокольчиком вместо поплавка. Ведь Чехов, как известно, любил удить рыбку.
«КАРМЕН» (компания Наизм, Япония)
Единственный балетный спектакль, где звучит текст. Пионер современного японского танца Дзен Канамори, воссоздавая в танце свою «Кармен» и желая как можно ближе быть к первоисточнику, в свою танцевальную партитуру ввел фигуру рассказчика, то есть самого Просперо Мериме. Это его рассказ будет сопровождать танец любви и смерти работницы табачной фабрики — Кармен.
«КОЛОКОЛЬЧИКИ И ЗАКЛИНАНИЯ» (компания Bells&Spells, Париж)
И снова в Москве любимица столичной публики Аурелия Тьере из семейства Чаплинов. На этот раз она выступит в роли клептоманки. Нет-нет, не стоит пугаться, ибо похищая различные предметы и вещи, наша героиня отчего-то попадает во власть этих самых предметов. Здесь платье живет своей жизнью, вешалка вольно разгуливает по сцене, а столы и стулья думают, что они на катке, — то и дело ускользают. В общем, вещественный мир, где оказывается прелестная клептоманка, полон веселящего абсурда, юмора и нежности особого свойства.
Примечательно, что в качестве автора, режиссера и сценографа спектакля выступила мама Аурелии — Виктория Тьере, урожденная Чаплин.
«ВАНО И НИКО» (Театр им. Шота Руставели, Тбилиси)
«Добро всегда будет добром, зло — злом. И если иногда побеждает зло, то в итоге все равно добро выйдет победителем», — утверждает знаменитый грузинский режиссер Роберт Стуруа, написавший пьесу на основе рассказов культовой в Грузии книги рассказов Эрлома Ахвледиани. В центре ее — два молодых героя, которые устали быть один добрым, другой — злым. Роберт Стуруа очень много работает с русскими актерами, но в данном случае, он представит грузинских, а как те умеют играть, москвичам хорошо известно.
«ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ» (Ледженд Лин Данс Тиэтр, Тайбэй)
Ритуально-медитативно-гипнотическое зрелище — так, пожалуй, можно сказать о работе хореографа Лин Ле Чен, которая попыталась в танце и визуальных образах передать то самое вечное движение жизни, над которым размышляли ученые, философы и художники во все времена. Вдохновившись безбрежностью океана, омывающего Тайбэй, Лин Ле Чен удивительно тонко визуализирует, например, жизненный цикл прилива: сначала капли воды в облаке, затем — в дожде, в реке и море. Религиозные ритуалы, традиционные обряды и легенды.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
— Самый необычный участник за годы фестиваля — французский конный театр «Зингаро» Бартабаса, трижды побывавший со своими уникальными представлениями в российской столице. Самолетом сюда летели необычные «артисты» — 38 лошадей, 33 гуся и два ослика. И самое большое количество траков с декорациями — шестнадцать — также было у конного театра «Зингаро».
У него же самый необычный райдер — опилки, очищенные от пыли, зерно для лошадей-аллергиков. Правда, вместо голландской моркови лошадей кормили отечественной. При этом образцы корма отсылали во Францию на согласование.
«R.A.G.E.» (Ангелы на потолке, Париж)
Один из самых популярных во Франции театр марионеток с несколько сумасшедшим названием — «Ангелы на потолке» — взялся рассказать жизнь человека, которая была весьма странной, и это еще мягко сказано. Ромен Гари — летчик, герой французского Сопротивления времен Второй мировой войны, единственный в мире писатель, дважды удостоенный Гонкуровской премии по литературе, смешал в своей жизни правду и вымысел, талант литератора и дипломата, собственную жизнь и смерть. Он покончил с собой в 1980 году, выстроив смерть свою точно спектакль. Вот о таком человеке с помощью театра кукол, различных механизмов, живых шумовых установок и прочих подручных средств рассказывают «Ангелы на потолке».
«ФОРМОЗА» (Клауд Гейт, Тайбэй)
Это прощальный спектакль азиатского хореографа номер один Лин Хвай Мина, который подводит итог своей блистательной карьеры. «Формоза» в переводе с португальского означает «прекрасная», и Формозой до новейшего времени назывался нематериковый Китай. Мастер органично соединять на сцене танец и природу, Лин Хвай Мин в белом пространстве пишет свою хореографическую лебединую песню о жизни и любви к ней. Ибо только танец, по его мнению, является метафорой жизни.
«ТАЙГЕР ЛИЛЛИЗ ИГРАЮТ «ГАМЛЕТА» (театр Републик, Копенгаген)
Музыканты группы «Тайгер Лиллиз» из Копенгагена уже не раз взрывали Москву своим отвязным панк-кабаре. Но на этот раз они прибыли в российскую столицу в составе театра Републик, как участники спектакля «Гамлет» по Шекспиру. Похоже, что это будет еще тот Шекспир! Фарс, кабаре, наполненное черным юмором, цирком, кукольным театром… Одним словом, все смешалось в Датском королевстве. Поскольку конец предрешен, музыканты во главе со своим харизматиком Мартином Жаком дерзко ломают комедию, чтобы принц-меланхолик, и без того стоящий у бездны на краю, прожил свой короткий век без мучений и боли.
«4 & 8» (Театр танца ТАО, Пекин)
«Я так не смогу. Это новый язык танца XXI века», — так Лин Хвай Мин говорит об искусстве китайского хореографа Тао Йе. Его театр уже признан иконой стиля в мире современного танца Китая, с ним сотрудничают известные бренды модной одежды. А между тем у его экспериментальных спектаклей нет названий — только порядковые номера: «4 & 8», например. Почему? «В словах нет смысла, — считает Тао Йе. — Тело — вот что может сказать больше и точнее. Ибо только в теле пребывает величайшая мудрость».
«МЕДВЕДЬ» (Чехов-фест, Центр драматурги и режиссуры, Москва)
Кто же не помнит классику советского кино — чеховского «Медведя» со звездами Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской? Владимир Панков, взявший в союзники двух современных композиторов разных культур — Артема Кима (Узбекистан) и Даниила Посаженникова (Белоруссия), намерен мелодичный романс вывести на оперный уровень. Таким образом, вполне камерной истории о двух неприменимых соперников он придает чуть ли не эпический размах. Но при этом, легко играя разными музыкальными жанрами, он отражает непостижимую порой природу мужско-женских отношений.
Остается добавить, что в главных ролях выступят Елена Яковлева и Александр Феклистов.
«СЕМЬ ПРИТОКОВ РЕКИ ОТА» (Экс Макина, Квебек)
На финал фестиваля приготовлен роскошный подарок — спектакль «Семь притоков реки Ота» Робера Лепажа. Течение этой театральной реки рассчитано на семь часов, и это может испугать только дилетантов. Театралы же и поклонники выдающегося мастера из Квебека лишь вздохнут: жаль, что так коротко. Потому что как никто Робер Лепаж умеет управлять временем: останавливать, сжимать или убыстрять его неукротимый бег. И как никто умеет рассказывать истории, начинающиеся часто, кажется, с частности. Но, как оказывается потом, они становятся отправной точкой исследования проблем человечества и цивилизации. В «Семи притоках реки Ота» Робер Лепаж размышляет, как всего несколько килограммов урана, упавших в 1945 году на Японию, изменили ход человеческой истории. И как эта трагедия переписывает жизнь не только выживших, но и их потомков.