Красавица Элина Быстрицкая с детства узнала и увидела самую некрасивую сторону жизни — войну. Не испугалась, добровольцем отправилась — нет, не на фронт, туда 14-летних не брали, — санитаркой в госпиталь. Рваные раны, оторванные конечности, искалеченные судьбы — все это было в ее жизни. Наверное, это закалило ее, воспитало бойцовские качества, которые пригодились уже потом, в мирной жизни, в искусстве, где иногда идут такие войны и приносятся такие жертвы!..
Дочь военврача, она врачом не стала, хотя вошла в эту профессию в картине «Неоконченная повесть», где партнерствовала с Сергеем Бондарчуком. Участковый доктор, женщина удивительной красоты, в белом халате решительно входила в квартиру больного и не успокаивалась до тех пор, пока подопечного не поднимала на ноги. Там еще была и удивительная любовь, хотя с экрана героиня Быстрицкой несла прежде всего образ идеального советского врача, не испорченного товарно-денежными отношениями. Но, несмотря на заложенные в киноленту идеологические установки, актриса играла Женщину — красивую, статную, независимую, живую, умеющую любить и ненавидеть.
Но была и останется в памяти она прежде всего казачкой Аксиньей из «Тихого Дона». Ах, как же она там была хороша и убедительна — и в любви, и в трагическом сломе женской судьбы своей героини, и в силе характера! Настолько ей верили, что ее, по национальности еврейку, своей признавали казаки на всех уровнях. У нее даже был казачий мундир, который она надевала по большим праздникам, а у ее поклонников — твердая уверенность, что она непременно должна владеть казачьей шашкой. Такое впечатление оставляла эта статная красивая дама, внутри которой прятался азартный и страстный игрок: недаром она возглавляла много лет нашу Федерацию по художественной гимнастике, а потом — по бильярду.
Яков ФИРСОВ, первый вице-президент Федерации бильярдного спорта России:
«В то время, когда создавалась федерация, бильярд люди воспринимали очень негативно. В каком фильме ни посмотри, бандиты в бане играют в бильярд. И тогда была поставлена задача избавить наш вид спорта от этого негативного налета. Было решено привлечь к организации деятелей культуры, которые бы своей репутацией, влиянием и творчеством помогли бильярду очистить свой образ. А Элина Быстрицкая была знаковой личностью, тем более она сама любила бильярд и неплохо играла. Именно она, а также Иосиф Кобзон помогли всем увидеть, какой это прекрасный вид спорта. Они проводили соревнования, приглашали артистов, добились того, что родители стали приводить детей обучаться бильярду, когда увидели, что это увлечение не небритых мужиков в прокуренных подвалах, а приятных людей в красивой одежде, ведь у нас очень строгий дресс-код. Федерация очень благодарна Элине Авраамовне за этот неоценимый вклад. Мы даже недавно подготовили ей именной кий, думали вручить. Но она сказала, что когда поправится, сама приедет за ним... Увы, не успели. Но мы обязательно передадим его родственникам. Федерация бильярдного спорта России выражает искренние соболезнования родным и близким Элины Авраамовны».
Красота — это тоже талант, за который женщинам прощаются глупость, капризы, истеричность и прочие нелепые причуды. Она же красивая, что с нее возьмешь?.. Но Быстрицкая как раз была из тех, чью красоту во много раз усиливали ее внутренние качества: ум, подчас очень мужской, сильная воля, независимость и высокая принципиальность. Твердость, с которой она отстаивала свои позиции в Малом, временами даже походила на борьбу — за роль, за себя как личность, за свои принципы. За Быстрицкой ведь никто и никогда не стоял. Даже муж, занимавший высокий пост в МИДе.
Казалось, в гневе она становилась еще прекраснее. При малейшей несправедливости большие темные глаза ее как будто наполнялись внутренним светом и становились омутом, в котором и сгинуть было не страшно.
Казачка, красавица — так говорили про нее еще год назад, когда Элина Быстрицкая отмечала 90-летие. Много? Еще бы! Но вот что удивительно: при всей реальности этих цифр она была и навсегда останется для нас первой красавицей советского кинематографа. Царственной, величественной, неповторимой…
От концерта в Кремле до изоляции в собственном доме
В последний год вокруг красивейшей актрисы советского кино были отнюдь не красивые разговоры. Журналисты наперебой переписывали плачевные сюжеты о хищении имущества народной артистки Советского Союза. «МК» вспоминает еще свежую историю материального скандала вокруг имени великой актрисы.
Казалось бы, еще в прошлом году Элина Авраамовна широко отмечала свое 90-летие большим концертом в Кремлевском дворце. Причем не просто сидела в зале в качестве почетного гостя, а выступала на сцене, как и привыкла. О ней всегда ходила слава человека со стальными нервами и неиссякаемым источником жизненных сил — которому все же суждено было погаснуть.
Близкие Быстрицкой, Людмила, помощница по хозяйству и бывший концертный директор актрисы, были всерьез обеспокоены ухудшающимся здоровьем Элины Авраамовны. С одной стороны, существует абсолютно объективная причина — возраст, но с другой — мутный и унизительный имущественный скандал, в который оказалась втянута не только актриса, но и ее родная младшая сестра София Шегельман.
История началась еще осенью 2018 года. Тогда, по сообщениям СМИ, здоровье актрисы сильно пошатнулось, что, в свою очередь, спровоцировало скорый приезд ее сестры из Израиля. А вслед за этим последовало обвинение в хищении крупных денежных средств со счетов Быстрицкой, краже паспортов и посягательстве на имущество ее концертным директором Ксенией Рубцовой.
Ситуация омрачилась полной изоляцией Элины Авраамовны от людей, к которым она привыкла. Были заменены все сиделки, врачи и выключены мобильные телефоны.
В феврале 2019 года Людмила, бывшая помощница Быстрицкой, рассказала «МК», что не могла даже узнать о самочувствии актрисы. «После моих настойчивых звонков сиделка ответила, что без ведома Софии Авраамовны ничего говорить не может, — вспоминала Людмила, которая в подобной изоляции видела отнюдь не заботу. — София во всем обвиняет внезапно ставшую неугодной Ксению, а сама ни разу не упомянула о бесконечных денежных переводах от сестры».
Исход этой истории невероятно печален. Ведь Элина Быстрицкая больше всего на свете боялась остаться одна и умереть на больничной койке. Одному Богу известно, почему так иронична бывает судьба — особенно с теми, кто, казалось бы, всю жизнь был обласкан лучами славы.
Читайте также: "Подробности последних дней жизни Элины Быстрицкой: неделю назад попала в больницу"
***
Глава комиссии по культуре Московской городской думы, народный артист России Евгений ГЕРАСИМОВ:
- Мы очень близко дружили. Элина Авраамовна была крайне внимательным и чутким человеком. Несмотря на то что у нее был твердый характер, она многим помогала. А какая женщина в быту! Удивительная хозяйка была. Всегда гостеприимная, хотя особенно к себе людей не подпускала. Тщательно выбирала тех, с кем общаться. А тот, кто попадал в ее избранный круг, всегда был обласкан вниманием и нежностью. Конечно, она была величайшей актрисой театра и кино. У нее все складывалось так, как она сама того хотела.
По признанию актера, в последний год они общались лишь по телефону. «4 апреля я поздравлял ее с днем рождения, но, к сожалению, не смог подъехать лично. Если бы я тогда знал… Она еще сказала мне тогда: «Женька, я так рада, что ты помнишь о моем дне рождения, что у нас такие замечательные отношения и ты обо мне не забываешь», — добавил Герасимов.
Он также подтвердил сообщения о том, что память об Элине Быстрицкой будет увековечена на доме в Леонтьевском переулке, где жила актриса. «Да, как только Малый театр выйдет с соответствующим предложением, мы сделаем все возможное для его осуществления».
Юрий ПАЩИНСКИЙ, чемпион мира, Европы и России по русскому бильярду:
«Впервые я увидел Элину Авраамовну, когда она играла с моим тренером. Я тогда был довольно молод, знал, конечно, что она знаменитая актриса, я смотрел с бабушкой и дедушкой «Тихий Дон», но не могу сказать, что фанател от ее фильмов. Но хорошо помню, какая приятная аура исходила от этой женщины, каким открытым и ясным был ее взгляд. Когда мой тренер куда-то отходил, он ставил меня ей в спарринг-партнеры. Сейчас не могу, конечно, вспомнить, о чем мы тогда общались... Но удар у нее был очень качественный, мужской. Шары в лузу залетали с треском. И рукопожатие у нее было по-мужски крепкое...»
Актрису вспоминает режиссер Андрей Житинкин: «Последняя роль Быстрицкой: «Не буду играть старуху, я должна быть красивой»