- Это неожиданно, странно, что вокруг ситуации слияния двух театров, возник такой грандиозный скандал, - говорит Александр Калягин. - Особенно обидно, что это происходит в Год театра. Мне казалось, что 2019-й год станет объединяющим для всех театров России, что мы сумеем достигнуть каких-то важных перемен, которые помогут развитию театрального дела. Я надеялся, что мы выступим мощным жизнеспособным театральным объединением.
Но, увы, события этого года не радуют. Сначала прозвучали угрозы по сокращению театров, затем шумно проходили обыски в театре «ФЭСТ»… Хотя были и победы. Прошел форум в Сочи, идет работа над театральной энциклопедией, вскоре пройдет форум в Нижнем Новгороде. Всероссийский театральный марафон, который стартовал во Владивостоке, продолжает свое движение по стране. И, наконец, настоящая победа - приняты изменения в закон 44ФЗ, но эта победа нашей совместной деятельности с Комитетом по культуре Гос. Думы, как говорится, не стала событием на первую полосу. А вот слияние двух театров обсуждают везде, и те, кто «против», и те, кто «за». И уже мало кого интересует сам предмет спора. К сожалению, за некоторым исключением, все одержимы одним стремлением — опорочить, вылить ушат грязи на СТД.
Наш Союз обвинили в том, что текст Обращение по итогам обсуждения проекта объединения Александринского театра и ярославского театра имени Ф.Волкова, не был зачитан на совещании 8 апреля. Да, это ошибка. Но даже, если бы мы заранее подготовили некий текст под названием проект Обращения, то, поверьте, упреки бы все равно сыпались со всех сторон. Жаль, что из Секретариата СТД РФ вышел Валерий Фокин, с которым мы давно и успешно работаем: мне всегда казалось, что мы находим взаимопонимание. Не думаю, что это его решение - взвешенное и правильное.
Но тем не менее, несмотря на весь поднятый шум, я не изменил своей позиции. Убежден, что объединение Александринского театра и Ярославского театра им. Федора Волков будет иметь в недалеком будущем весьма пагубные последствия. Сегодня два художественных руководителя хотят этого объединения, но через какое-то время их сменят другие, которые не захотят существовать в навязанном им творческом союзе, в единой организации. Они могут не совпадать по своим художественным устремлениям, иметь свои собственные представления, как строить театр дальше. Но обрести вновь самостоятельность, они уже не смогут. По приказу учредителя эти театры станут единым театральным организмом и уже изменить ничего будет нельзя.
Почему все, что хотят сделать Фокин и Марчелли, не сделать просто в рамках творческого договора? Почему сначала не попробовать: получилось — прекрасно, а если эксперимент не удался - мирно разойтись?
Кстати, я вспомнил, когда пытались объединить театры Ленинградской области - СТД РФ выступил «против», тогда нам помогло выступление именно Фокина, который тоже отнесся к этому объединению резко негативно.
Для жителей Ярославля Театр имени Федора Волкова — один из главных символов города, и они сейчас боятся его потерять. Против объединения выступили и многие опытные театральные руководители, но, выходит, и это можно не брать в расчет.
По большому счету, для меня главное, что это прецедент может стать началом масштабной оптимизации, и этот процесс захлестнет всю страну. Число театров неминуемо сократится. А это серьезная и реальная угроза.