В середине дня в здании на Страстном бульваре собрались видные деятели театральной России: художественные руководители, директора, артисты, критики, чиновники. Повод более, чем весомый для того, чтобы забить синий зал СТД под завязку и накалить его докрасна. Ярославль приехал в составе 11 человек, включая Евгения Марчелли - художественного руководителя Волховского театра и Сергея Куценко - ректора Ярославского института, что почти втрое превзошло Питерскую делегацию Александрийского театра, которая ограничилась Валерием Фокиным и ведущими артистами театра в лице Николая Мартона и Игоря Волкова. Остальные - обеспокоенные московские коллеги из самых разных структур: от театров (К. Крок, И. Золотовицкий, А. Калягин, М. Ревякина) до министерских кабинетов (В. Толстой, Е. Ямпольская, З. Драгункина).
Собственно, Калагин и открыл заседание:
– Я с огромным уважением отношусь к Валерию Фокину и Евгению Марчелли. Но, думаю, что создавать творческий союз двух коллективов, за каждым из которых стоит театр с великой историей, мне кажется большой ошибкой. В приказе написано «присоединение»! Это же полная ликвидация Волковского театра. Почему нельзя было посоветоваться?
«Советоваться» - слишком мягкое слово для такой накаленной ситуации. Это легко читалось в интонациях спикеров, особенно Валерия Фокина, который взял слово сразу после Калягина.
– Нами движет творческая идея: два театра решили образовать творческий союз для определения той планки, которую несёт национальный театр! С ней можно соглашаться и не соглашаться, но уже 4 театра (не буду называть какие) выразили желание присоединиться к Александринке.
Заметим, худрук Александринки и автор проекта объединения уже провел разведку боем. В пятницу утром встретился с труппой: (35 человек из 65 актеров против). Днём - с депутатами Областной думы, представителями местного правительства и фракцией "Единой России" (все как один настроены не в пользу автора), а вечером - с цехами Волковского (все против). На ближайшую пятницу в Ярославле назначен митинг, что говорит об одном - столица Золотого кольца не собирается сдаваться и сдавать свой театр инициаторам более чем странного и подозрительного проекта, продолжающим с помощью административного ресурса, не мытьем, так катаньем пробивать свою идею. В данном случае в виде дискуссии в Союзе театральных деятелей. Об этом кстати сказал и заместитель председателя Правительства Ярославской области, Максим Авдеев:
– Утрата самостоятельного статуса Волковского театра для региона, губернатора и жителей - неприемлема! Другие факторы в поддержку его развития мы всячески поддерживаем.
Кстати о важных фактора. Замминистра культуры РФ Павел Степанов сообщил, что приказа об объединении вообще не существует. Его не внесли в базу министретства. это был только проект.
Худрук театра Волкова Евгений Марчелли, изначально настроенный крайне позитивно, старательно подбирал слова.
– Я растерян и удивлён. Два театра решили, договорились, нашли поддержку минкульта, но нас вынудили вынести все на обсуждение общественности. Театр не потеряет свое лицо и самостоятельность. Мы выдержали советскую цензуру. Кто еще сможет оказать на нас влияние?
Однако за радужной перспективной скрывались земные проблемы. По словам Марчелли, театр давно существует по принципу остаточного финансирования, что приводит к созданию коммерческих проектов, за которые «очень стыдно» его художественному руководителю. От этого и производное - «Мне хочется, чтобы это был не местечковый театр, а, действительно, национальный!».
В противовес Фокину и Марчелли высказались Дмитрий Стрекалов (директор Ярославского театра кукол), театральные критики Маргарита Веняшова и Татьяна Злотникова, Мария Ревякина.
Будет ли в СТД поставлена точка в истории со слиянием не известно. В ней много вопросов, ещё больше домыслов и конспирологических изысканий. Есть простейшая версия - худрук ярославского Марчелли не поладил с новым директором Туркаловым (сам лично выбирал из всех кандидатов) и за счёт слияния хочет уйти от административных проблем. А есть многоходовая - перенаправление денежных потоков с их дальнейшим перераспределением. Куда? Кому? Чьи финансовые интересы обслуживать станет новообразование под названием Первый национальный театр России? И когда ждать второй и третий? Каким по счёту будет театр Наций Евгения Миронова? Ему с кем теперь соединяться, чтоб повысить свой статус и получить ещё больше денег?
Но тут, как нам кажется, важен другой момент. История о пока ещё не состоявшемся слиянии двух старейших коллективов (приказ не подписан) из разряда сугубо театральной переходит в политическую плоскость. Ярославль - это хотя и без уничижительного подтекста, но все же провинция. А в ней жизнь не столичная и даже не петербуржская и перспектива сделать её Первый (по рождению - 1828 год) российский театр да ещё и с труппой столичного уровня структурным подразделением Александринки, да еще с передачей имущества - весьма унизительна. Как повторяют теперь ярославцы "Волковский окажется в подсобке у Александринки". А провинция и без того униженная социально может оказаться страшна в гневе. Только гнев в этом случае будет весьма осмысленным и осознанным.