Как рассказал обозревателю «МК» известный российский пульмонолог, академик РАН, директор НИИ пульмонологии Александр Чучалин, который много лет наблюдал великого режиссера, Георгий Данелия был тяжелобольным человеком с целым комплексом заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых: «Данелия перенес инфаркт миокарда. И еще он более 50 лет курил. Но, должен сказать, он продемонстрировал высочайший уровень самообладания около 10 лет назад, когда я ему объяснил, почему надо бросить курить. И он принял решение бросить, что благоприятным образом сказалось на его легочном здоровье и сердечно-сосудистых заболеваниях. Это очень сильная личность. Скажем так, это решение и подарило ему дополнительные годы жизни».
— Нередко говорят, что в пожилом возрасте нельзя менять свои привычки — мол, если человек курил всю жизнь, бросать уже вредно?
— Это ложный посыл, ни на чем не основанный. Ответственно заявляю, что режиссеру это пошло лишь на пользу и продлило его жизнь на довольно долгий срок. Хочу подчеркнуть, что это был выдающийся человек, который принял в своей жизни такое решение.
— Заявляется, что все же причиной смерти стала пневмония. К сожалению, смертность от нее по-прежнему высока...
— Пневмония в преклонном возрасте всегда протекает предельно тяжело, тем более на фоне очень тяжелых сердечно-сосудистых диагнозов. К сожалению, я не знаю всех обстоятельств смерти Георгия Данелии. Однако если говорить вообще, то пневмония часто бывает губительной. В пожилом возрасте она даже более опасна, чем инфаркт миокарда. И наше Респираторное общество постоянно обращает внимание на эту проблему — тяжелое течение пневмонии у пожилых людей. Это общемировая проблема. Как правило, в таком возрасте пневмония носит вирусно-бактериальный характер. Подчеркиваю: я говорю это абстрактно, ибо не в курсе течения болезни режиссера в последнее время.
...До сих пор пневмония остается одним из самых грозных заболеваний. В результате воспаления легких альвеолярные мешочки наполняются жидкостью или гноем, что затрудняет вентиляцию и газообмен, вызывает жар, озноб, затруднение дыхания и другие симптомы. Хотя существует миф, что пневмония — не тяжелая болезнь. По экспертным оценкам НИИ пульмонологии, ежегодно в России пневмониями заболевает около полтора миллионов человек. Однако официальная статистика выглядит скромнее примерно раза в три. Остальные узнают о болезни лишь в связи с развитием осложнений. И хотя диагностические возможности растут, получается, что пока у нас выявляют лишь каждый третий случай пневмонии. А смертность при этом заболевании доходит до 12%.
Беспокоиться нужно, когда температура не слишком высокая, кашля нет, зато есть одышка, человек бледнеет, отказывается есть и пить. Часто на такое вроде бы несерьезное состояние внимания не обращают — и теряют время. Болезнь заходит далеко, начинаются осложнения на почки.
Считается, что уж в наши-то дни справиться с пневмонией — плевое дело. Ведь антибиотиков полно. Но и это не совсем так — нередко антибиотики попросту не помогают. Бактерии мутируют и учатся обманывать даже самые «убойные» лекарства. А новых антибиотиков в мире не появлялось уже 25 лет. В ряде регионов до 50% микробов приобрели устойчивость к антибиотикам. Поэтому сегодня лучше вакцинироваться, чем ждать, когда разовьется болезнь, которую сложно вылечить. Медики настаивают на том, чтобы вакцинация от пневмококка была доступна не только для детей, но и для пожилых людей старше 60–65 лет.