Пока неизвестен и пятый член жюри. А возглавит его южнокорейский режиссер Ким Ки Дук. Компанию ему составят турецкий режиссер Семих Капланоглу, известный по трилогии «Яйцо» — «Молоко» — «Мед», снявший «Зерно» с участием российского актера Григория Добрыгина, а также итальянский сценарист и режиссер Валия Сантелла, работавшая с Нанни Моретти и Марко Белоккьо. Россию представит актриса Ирина Апексимова.
В основном конкурсе пока 13 картин, а еще одна — латиноамериканская — на подходе. Среди них — латвийско-немецкая «Отец Ночь» Дависа Симаниса (о человеке, который вывел из рижского гетто более 50 человек); «Моя жизнь на втором курсе» иранского режиссера Расула Садрамели; казахстанский «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова (о кризисе среднего возраста, переживаемом банковским клерком). Вновь, как и несколько лет назад, представит «День субботний» Мустафа Сарвар Фаруки из Бангладеш — невероятно популярный в соцсетях человек, у которого больше 15 тысяч подписчиков. Его картина — о противоречиях мусульманского мира, и из-за нее ему пришлось покинуть страну. Японских «Импровизаторов» снял Сабу, некогда дизайнер одежды, который позднее стал певцом, начал сниматься в кино, а теперь успешно работает режиссером.
Россию представят три картины: якутская «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, экономиста по образованию, освоившей навыки кинорежиссуры на съемочной площадке; «Воскресенье» Светланы Проскуриной, снятое в духе польских фильмов «морального беспокойства», но основанное на российских реалиях — таких, как вырубка Химкинского леса, однако не в лоб, а метафорически (провинциальный чиновник получает записку, что скоро умрет, и это кардинально изменит его жизнь); «Эпидемия» Павла Костомарова — о смертельном вирусе, охватившем страну и заставляющем людей искать убежища на необитаемом острове в Карелии. Отборщики увидели 40 минут материала и пригласили фильм в конкурс.
В документальной программе участвуют сразу три скандинавские картины; фильм «Анатолий Крупнов. Он был» Дарьи Иванковой (о рок-музыканте и лидере группы «Черный обелиск»); «Людно внутри» Ольги Львовой, получившей образование в Москве и США (о психотерапевте и людях с диссоциативным расстройством идентичности). Вне конкурса мы наконец-то увидим «Женщины ГУЛАГа» Марианны Яровской, вошедшей в шорт-лист премии «Оскар», а также «Встречу с Горбачевым» классиков Вернера Херцога и Андре Сингера.
Будет кое-что и на актуальную тему #MeToo — о жертвах среди не только женщин, но и мужчин, как документальная лента «М» — о молодых мужчинах, ставших жертвами насилия в израильских ортодоксальных сектах.
Велись переговоры с Ильей Хржановским о показе в каком-то приемлемом виде проекта «Дау», ради которого киноманы ездили в Париж. Отсмотрев 15 часов материала в столице Великобритании, переговорщики так ни к чему и не пришли. Придется тем, кто его не видел, лететь в Лондон, где он найдет дальнейшее публичное воплощение.
В минувшем году не стало Киры Муратовой и Станислава Говорухина, и родилась мысль организовать ретроспективу фильмов Одесской киностудии, где работали не только они, но и еще один ушедший классик — Марлен Хуциев. Его вечер пройдет в Третьяковской галерее. Было бы прекрасно, если бы ММКФ привлек внимание к его незавершенному фильму «Невечерняя» — чтобы он не попал на полку архива, а был закончен соратниками и учениками.