На вручении премии «Ника» поспорили о роли Сталина в истории кино

Стоило помянуть советского вождя — и пошло-поехало

В конце прошедшей недели Национальная кинематографическая премия «Ника» вручена в 32-й раз по итогам 2018 года. Ее ровесник Никита Ефремов подменил на боевом посту отца Михаила Ефремова, занятого в спектакле, и прочитал текст Дмитрия Быкова. Так вот: пришла эпоха «Содержанок», и осталось нам «сидеть на улице Заречной и ждать, когда придет весна». «Ника», едва ли не впервые за долгие годы, оказалась над схваткой. Разве что приехавший из Парижа грузинско-советский классик Отар Иоселиани позволил себе кое-что. Алексей Серебряков решил помолчать.

Стоило помянуть советского вождя — и пошло-поехало
Алексей Серебряков и Борис Бланк.

Экс-министр и киновед Армен Медведев к ночи помянул большого любителя кино — товарища Сталина. И пошло-поехало. Кинематографисты старшего поколения начали его всуе поминать.

Только Алексей Федорченко, чей выход пришелся на финал церемонии, когда он вышел за главной и своей первой «Никой» за «Лучший фильм», изрек: «В первую очередь он был палач и подонок, а потом уже любил кино». Федорченко коллекционирует книги специалистов разных сфер, попавших в сталинские жернова, и скоро выйдет его адаптированная сказочная версия. Его «Война Анны» принесла «Нику» за лучшую женскую роль и 9-летней Марте Козловой, превратившейся буквально за несколько месяцев из робкого ребенка в девушку. Она сыграла девочку, оказавшуюся пленницей немецкой комендатуры в годы Второй мировой войны. А увидел ее Федорченко на фотографии, благо мама юной актрисы — фотограф, и взял на роль без проб.

Находящийся под домашним арестом Кирилл Серебренников назван лучшим режиссером за фильм «Лето». Он принес награды и Юрию Кариху в новой номинации за лучший монтаж, и звукорежиссеру Борису Войту. Рома Зверь, сыгравший в «Лете» главную роль, — стопроцентное «Открытие года». Получая «Нику», он благодарил Кирилла Серебренникова за то, что, находясь под домашним арестом, сумел закончить картину.

Интересно, что «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии» отмечен сериал «Домашний арест» Петра Буслова. Награду вручал председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и зять дважды лауреата «Ники» Михаила Глузского Михаил Федотов. Мимоходом он заметил, что домашний арест — это легкий вариант. Ему же приходится иметь дело с теми, кто содержится не дома.

Лучшая актриса — Марта Козлова.

«История одного назначения» Авдотьи Смирновой традиционно отмечена за лучший сценарий, и традиционно в одиночестве награду получал Павел Басинский. Его соавторы — Авдотья Смирнова и Анна Пармас — предпочитают оставаться в тени. «Лучшая операторская работа» — у классика Юрия Клименко в «Ван Гогах» Сергея Ливнева. Почему-то Владимиру Познеру поручили вручать приз, а он признался: «Я операторов не люблю». За «Лучшую работу художника» отметили отсутствовавшую Елену Окопную за «Довлатова» Алексея Германа-младшего. «Серебряный медведь» Берлинале у нее уже имеется. Как и на «Белом слоне», вручал награду художник и режиссер Борис Бланк, решивший повторить выход с цыганочкой. Он завел разговор о нашествии девиц в сугубо мужскую профессию, обрекающих ее на вырождение. Из зала раздался одобрительный голос художника-постановщика фильмов «Страна глухих», «Небеса обетованные», «Нежный возраст» Сергея Иванова: «Все правильно». В партере забушевало пламя движения #MeToo во главе с номинанткой Ириной Горбачевой, год назад получившей «Нику» за «Аритмию». Бланк не стушевался, вручил «Нику» Елене Окопной, находившейся в это время с мужем Алексеем Германом на выборе натуры. Награду за лучшую работу художника по костюмам ему пришлось тоже отдать женщине — Татьяне Патрахальцевой за «Историю одного назначения». «Это адская работа. Она требует мощного здоровья. Ничего ужаснее общения художника по костюмам с актерами нет», — заявил непримиримый Бланк. Получавшая «Нику» за Татьяну Патрахальцеву Ирина Горбачева обратилась к залу: «Мужчины, дорогие и прекрасные! Так сложилось, что вы все вышли из женщин. Не забывайте об этом!»  

Прекрасная, тонкая актриса Наташа Кудряшова уступила пальму первенства юной Марте Козловой. Но у нее есть награда Венецианского кинофестиваля. Абсурдно было сравнивать филигранную актерскую работу с интуитивной ролью ребенка. За роли второго плана отмечены Елена Коренева в «Ван Гогах» за «женщину-тень при большом человеке» и уникальный Юрий Кузнецов в «Человеке, который удивил всех». Небольшая роль тестя в его исполнении оказалась бриллиантом. «Я сыграл эпизод, где оцениваю вкусовые качества печени трески. Рад, что мое мнение совпало с мнением жюри», — сказал Кузнецов. Это Алексей Серебряков убедил Сергея Ливнева вернуться в режиссуру спустя годы. Именно Серебрякову Наташа Меркулова первому показала сценарий «Человека, который удивил всех». Сам Серебряков отмечен за лучшую мужскую роль в «Ван Гогах». Он как в рот воды набрал: «Вот сейчас что-нибудь скажу, и опять начнется». В общем, ограничился благодарностью в адрес группы и своей любимой жены Маши. Награду он разделил с Евгением Цыгановым, отмеченным за роль мужчины, решившего отогнать смерть женским платьем, в «Человеке, который удивил всех». На церемонию он не пришел, поручил, «если чего выгорит», выйти на сцену Наташе Меркуловой. «Оденься получше», — попросил. Но Наташу и предупреждать не надо. Она — одна из самых элегантных кинематографисток современного кино. Удивительно, что картина Меркуловой и Чупова, ставшая фестивальным хитом в мире, все время у нас уступает тем, кто не имеет международной судьбы.

Рома Зверь — открытие года.

Лучшим фильмом стран СНГ, Грузии и Балтии стал «Хрусталь» уроженки Минска, живущей в США, Дарьи Жук, снятый в Беларуси с участием российских актеров. Но эта номинация нуждается в обновлении. Совет киноакадемии оставляет за пределами внимания по-настоящему актуальное кино.

В номинации «Честь и достоинство» чествовали Отара Иоселиани, отметившего в феврале 85-летие. Ироничный классик был краток: «Представьте, что я произнес длинную речь». А потом вдруг заявил так заявил: «Поведение вашего министра мне не нравится». Имя Мединского даже не упомянул. Единственным инструментом режиссера он назвал совесть. А потом предложил свою трактовку песни «Из-за острова на стрежень». В общем, пока Стенька Разин свадьбу новую справляет, раздался ропот коллектива. Испугался Разин, отправил княжну в набежавшую волну. «Вы поняли, что я хотел сказать?» — завершил Иоселиани речь. А позднее прошелся по членам жюри глобально, во всем мире: «Жулики сидят в жюри».

«За вклад в кинематографические науки, критику и образование» отмечена Ирина Рубанова — блестящий специалист по польскому кино, автор книг об Анджее Вайде и Владимире Высоцком (еще в те годы, когда его имя было полузапретным), неутомимый сотрудник конфликтной комиссии эпохи Элема Климова, возвращавшая зрителю «полочное кино». По иронии судьбы Ирина Рубанова в момент награждения находилась в Париже — как в песне Высоцкого «Она была в Париже».

Президент киноакадемии Андрей Кончаловский на церемонии не присутствовал — затерялся на просторах Италии, где ставит спектакль. Юлий Гусман пошутил: «Он опоздал на самолет Милан–Рим, прямых рейсов не было, да и дорого».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27940 от 1 апреля 2019

Заголовок в газете: Иоселиани разоблачал, Серебряков молчал

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру