Источник внутри театра, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что коллектив категорически высказался против такого министерского произвола. «Почему нас никто не спросил?» — говорили артисты на собрании. Худрука Евгения Марчелли, который достаточно быстро согласился «лечь» под Александринку, поддержали только 15 человек — более 200 высказались против. Новый директор театра Алексей Туркалов, вообще, оказался в странном положении: его, как нового человека, поставили перед фактом буквально за несколько часов до решения.
Ярославль возмущенно гудит: никто не понимает, на каком основании и по каким важным причинам гордость города, важнейшая достопримечательность столицы Золотого кольца, сильный театр с сильной труппой становится частью Александринского театра, расположенного вообще в другой области — Ленинградской. Почему выбор для слияния пал именно на Волковский, а не на, скажем, Большой драматический театр имени Товстоногова? Во всяком случае, эти и другие вопросы ярославцы готовы озвучить на митинге, который может собраться уже в субботу.
В борьбу за театр, сохранение его самостоятельности и статуса, похоже, включилось и руководство города, и почетные граждане. По нашим сведениям, первая в мире женщина-космонавт, депутат Государственной думы Валентина Терешкова уже обратилась в правительство, чуть ли не к его первому лицу, с просьбой остановить бесчинство.
Напомним непосвященным: еще несколько лет назад такая идея возникала у худрука Александринского театра Валерия Фокина: создать как бы единую дирекцию бывших императорских театров, очевидно, под своим единоначалием. Но тогда эта идея не прошла, ее благополучно забыли, и вот теперь — здрасьте, пожалуйста, реанимация идеи с дальнейшей ее реализацией.
Странным образом обнародование идеи совпало со все более настойчиво исходящей из Минкульта другой — об оптимизации театрального хозяйства России. Что греха таить, нашлись люди, которые очень активно начали озвучивать и лоббировать позицию культурного ведомства о возможном сокращении или гуманном слиянии театров. Так что сами решайте — случайное совпадение или продуманная акция под названием «дорого яичко к Христову дню», то есть ко Дню театра.
Конечно, время прольет свет на актуальные вопросы. Пока же их можно только озвучить. Первое: в чем главный смысл слияния ярославского театра с Александринским — художественный и экономический? Как будет работать экономика — с единой дирекцией или будет создана еще одна, дополнительная административная инстанция, считающая деньги, решающая кадровые вопросы и т.д. и т.п.? Если спектакли ярославцев начнут привозить в Северную столицу, то, извиняюсь, на какие шиши? Ведь это в любом случае расходы на транспортировку декораций, дорожный проезд, гостиницу… А в свете не самой благоприятной сегодня ситуации с программй «Большие гастроли», идея разъездов туда-сюда вообще выглядит сомнительно.
Да и где свои спектакли будут показывать ярославцы — на основной сцене (она значительно больше волковской) или в Новой Александринке, где сейчас идут экспериментальные постановки, рассчитанные точно не на массового зрителя, а значит, доходов не приносящие по определению?
А ведь Минкульт ждет доходов — а то у него на эти театры сплошные расходы, причем зачастую неоправданные. То у них «Тангейзер», понимаешь, случится, то «Седьмая студия», то бесконтрольные художники со своими волеизъявлениями, не совпадающими с магистральной идеологией Минкульта. Вот теперь все театральное сообщество, а это ни много ни мало более 600 театров федерального подчинения по стране, гадает: закроют, сольют или…
И непонятно: отчего министр считает, что этот шаг исторически обусловлен? Исходя из театральной практики царского времени, когда в системе императорских театров, то есть под чутким присмотром царя-батюшки и им щедро субсидируемых, было 10 театров — 7 в Петербурге (Мариинский, Александринский, Михайловский, Эрмитажный, Итальянский, Китайский и Гатчинский) и 3 в Москве (Большой, Малый и Новый)? Судя по всему, да, если Мединский объявил уже о далеко идущих воссоединительных планах: обещает к Александринке и Волковскому еще и создание большого театрального комплекса в Москве. Тем самым, считает Владимир Ростиславович, выгоду ощутят не только работники театра, но и все почитатели искусства. Вот только какую выгоду — не сказал.
Согласитесь, что Год театра только начался, но театр получает один неприятный «подарок» за другим. Как поведет себя театральное сообщество? Увидит оно в этом знак беды для российского театра или молчаливо проглотит пилюлю — время покажет. Со своей стороны «МК» будет следить за процессом.
Читайте материал по теме: "Мединский начал слив театров"