После окончания Тбилисского театрального института в 1954 году Нодар Мгалоблишвили поступил в труппу знаменитого грузинского Театра им. Котэ Марджанишвили, где проработал до последних дней. В 1979 году ему присвоено звание «народный артист Грузии». Он играл шекспировского Яго в «Отелло», Освальда в «Привидениях» Ибсена, Актера в пьесе Горького «На дне», Барона Мюнхгаузена в пьесе Григория Горина, Фредди в «Пигмалионе» Бернардо Шоу. Был в репертуаре Нодар Мгалоблишвили и «Вечный муж» Достоевского.
В кино он дебютировал в 1957 году в грузинской картине «Последний из Сабудара» Шоты Манагадзе. Общесоюзная слава пришла к нему после «Формулы любви» Марка Захарова, его граф Калиостро стал чрезвычайно популярным персонажем. Он снимался в «Серпе и молоте» Сергея Ливнева, «Катале» Сергея Бодрова-старшего и Александра Буравского, не раз работал с Андреем Малюковым - в «Диверсанте» и «Спецназе».
Елена Валюшкина снималась с Нодаром Мгалоблишвили в «Формуле любви». О смерти коллеги узнала от «МК».
- Хороший, общительный был человек и актер талантливый. Как он пел грузинские песни на съемках! А уж как сложилась его актерская судьба и заслуживал ли он иной — не нам судить.
У Дмитрия Светозарова Нодар сыграл главную роль в сериале «По имени Барон». Мы позвонили режиссеру в Санкт-Петербург.
- Редко, когда внешность человека так красноречиво говорила бы о его сути, его внутреннем мире. Внешность Нодара, которая всем хорошо известна, была необычайно экспрессивная, выразительная, и являлась абсолютно зеркальным выражением его человеческой и актерской сути. Он был человеком необычайно внутренне богатым и очень закрытым для всех, может быть, и для близких. Он был сугубым интровертом, поэтому пробиться через эту преграду было весьма сложно. Но мне сразу стало понятно: если найду какой-то человеческий ключ к этому удивительному актеру, то все у нас сложится. Так и произошло. После первой обстоятельной и так называемой установочной беседы у нас возник не просто творческий, но и человеческий контакт, который впоследствии и помог сделать очень драматичную и сложную роль.
- Вы в театре Нодара Мгалоблишвили видели?
- Нет. Я вообще не любою смотреть артистов в театре, потому что школы театральной и кинематографической игры не просто противоположны, но враждебны. Актер, выразительный на театральной сцене, может быть ничтожен в кадре и наоборот. Судьба многих киноактеров это доказывает.
- У Нодара очень разнообразная театральная биография, а в кино ему чаще всего приходилось играть абсолютное зло.
- Я бы не сказал, что роль Барона — зло. Скорее огромная жизненная драма человека, отказавшегося от своего имени и национальности и из-за этого погубившего жизнь. Это по-шекспировски сложная роль. Верю вам и всем критикам, которые говорят о его богатой театральной карьере, но Нодар в то же время был сугубо кинематографическим актером. Одна его внешность столько говорила о персонаже. В в особой дополнительной игре в театральном смысле у него не было необходимости. Я не сказал об одном важном нюансе. Нодар очень плохо говорил по-русски. Поэтому его в кино озвучивали. Роль Барона прекрасно озвучил наш питерский актер Борис Смолкин. Но несмотря на то, что Нодар говорит не своим голосом, он за счет своих внешних данных, умения перенести на экран бушующие внутри него страсти, сумел создать такую роль, которая привела к успеху нашего сериала.
- Очень грустно, что ушел такой яркий актер.
- Грустно, что Нодара не стало. Но почти 88 лет успешной жизни многое значат. Всем бы нам его долголетия.