В Третьяковке открывается выставка года: новый взгляд на Репина

«Позволит избавиться от штампов»

Его ждали. Новый взгляд на Илью Репина — ретроспективу к 175-летию художника, которая займет три этажа Новой Третьяковки до августа. В экспозицию войдет более 300 работ из 35 собраний. После Москвы проект года Третьяковской галереи отправится в международное турне: Петербург—Париж—Хельсинки. О позднем Репине-экспрессионисте, научившемся писать левой рукой, его финальном «огненном» полотне, «троеруком» протодьяконе, чертях революции, а также об охране ценной экспозиции «МК» побеседовал с куратором выставки Татьяной Юденковой.

«Позволит избавиться от штампов»
Илья Репин "Не ждали". 1884-1888 (Фрагмент). Государственная Третьяковская галерея.

— Выставка Ильи Репина предполагает не только масштабный показ его творчества, но и его современную интерпретацию. Каков этот новый взгляд на классика?

— Это взгляд, который нам позволяет избавиться от штампов в отношении Репина. Мы постарались проследить на выставке связи между классическим и поздним Репиным. Приоткрыли его «пенатский» период. Непросто было собрать вместе эти картины из частных музеев и собраний.

— Какие стереотипы будут сломаны?

— Например, Репин всегда ассоциировался с освободительным движением. Примитивно и однозначно трактовалась его народническая серия. Сейчас она висит рядом с евангельской. В последней Репин существовал вне иконографии. А в картинах на тему современной жизни, наоборот, обращался к евангельским аллюзиям. Зрители считывали эти ассоциации — «Тайная вечеря» связывалась, например, со «Сходкой» по числу собравшихся 13 персонажей. В «Аресте пропагандиста» находили аллюзии на бичевание Христа. Что касается картины «Не ждали», которой завершается «народническая» серия, то тут мнения зрителей разделились. Одни связывали ее с образом «Явления Христа народу» Иванова, другие — с «Возвращением блудного сына» Рембрандта. Таких примеров много.

Кроме того, будут картины, которые раньше никогда не экспонировались на выставках, посвященных творчеству Репина.

— Из зарубежных собраний?

— И из зарубежных, и из московских тоже. Например, у нас показывается последняя, очень яркая и жизнеутверждающая работа Репина из одного московского частного собрания «Гопак. Танец запорожских казаков». Посвящена она Модесту Петровичу Мусоргскому и написана в последнее десятилетие жизни Репина. Он начал ее в 82 года. И прикасался в последний год жизни — 1930-й. Она очень мажорная. Свое жизнелюбие Репин не утратил и на девятом десятке жизни! А из чешской галереи современного искусства в Градец-Кралове мы получили картину «Крестный ход. Явленная икона», которая экспонировалась в Москве и Петербурге в 1891–1892 годах. В 1920-х Репин переписал ее перед продажей в Чехию. Советский и российский зритель ее не видел. Сейчас она располагается на выставке напротив «Крестного хода в Курской губернии» (1880–1883). Есть возможность сравнить классического и позднего Репина. Это большая удача. К тому же на выставке висит картина «Манифестация» 1905 года из частного собрания. Она свидетельствует о том, что Репин неоднозначно оценивал революционные события в нашей стране. Если в письмах он приветствовал революцию, то в своих картинах, в частности в этой, изобразил над движущейся толпой маленьких чертиков. Люди-черти изображены во втором регистре — на небесах.

— В поздний период художник работал левой рукой, потому что правая отказала. Как это сказалось на его манере?

— С правой рукой действительно у Репина начались проблемы в 1890-е годы. Он продолжал ей писать, но щадил ее и научился писать левой. Какие-то важные места в своих картинах он писал правой, несмотря на боль и запреты врачей — те рекомендовали длительные периоды отдыха для правой руки. Репин изобрел подвесную палитру, которая крепилась на поясе ремнями. На выставке будет автопортрет с палитрой из парижской национальной галереи. А манера живописи у него менялась, как и у всех художников, жизнь которых выпала на рубеж ХIХ–XX веков. Репин всегда очень тонко чувствовал изменения в искусстве. Из академической манеры он в 1880-е годы выходит к более свободному письму. А в 1900-е — в его композициях появляется больше света, свободы, пастозности живописи (техника работы плотными, непросвечивающими слоями краски. — М.М.). В поздний «пенатский» период его живопись можно назвать экспрессивной. В ней чувства, эмоции представляются гипертрофированными. Мы можем наблюдать и широту мазка, и фактуру живописи. Он не жалеет краски. Его художнический темперамент особенно ярко проявляется именно в поздних вещах. В этом смысле «Гопак» очень яркий пример такой свободной живописи. Ее воспринимают как сумасшедшую картину, и это так: казак танцует, прыгает через костер, зависает в воздухе, все это со смехом. Эта картина завершает нашу выставку.

— В ходе подготовки выставки была проведена серьезная исследовательская работа. Какие открытия сделаны?

— Мы привлекли ряд работ, которые раньше были известны только узкому кругу специалистов. Сейчас их сможет увидеть широкий зритель. Это, например, работа из Витебского художественного музея под названием «Дезертир», написанная в 1918 году, изображающая солдата в расстегнутой шинели. Сам Репин писал о нем: «…Солдатик не из сознательных». Я очень дорожу этюдом «Христос» из Нижегородского художественного музея, который датирован 1884 годом. Он очень важен — это переломный этап в евангельских сюжетах Репина, и он свидетельствует о новых направлениях поиска, которые он намечает в 1880-х. Мы много исследовали и работы из собрания Третьяковской галереи. Проводили технико-технологические исследования, рентгенографирование, съемку в инфракрасных лучах и ультрафиолете. Репин много переписывал свои работы. Он постоянно искал композиции прямо на холсте. Ряд вещей стали для нас очень интересными открытиями. О них мы рассказываем в серии мультимедиапрограмм на антресольном, третьем этаже выставки. В частности, там будет видеосюжет о рентгенографировании работ Репина. Просветив картину «Протодьякон», выяснили, что он «троерукий». А рентгенограмма портрета спящей супруги художника показала, что первоначально она сидела с открытыми глазами, смотрела на мужа, но в какой-то момент она заснула, и Репин изменил композицию. Таких изменений, которые рассказывают о поиске художником движения, много.

— В этом же разделе будет презентация пострадавшей от рук вандала картины «Иван Грозный и его сын Иван…»? Когда она вернется в постоянную экспозицию музея?

— Реставрация — процесс длительный и серьезный. В этих вопросах не следует торопиться. Нам предстоит несколько расширенных советов с предложениями наших и зарубежных реставраторов на предмет реставрационных методик. Что касается мультимедиапрограммы, то она будет посвящена истории бытования картины — от момента ее замысла и создания в начале и середине 1880-х, с включениями суждений критиков о картине, затем историей приобретения Павлом Третьяковым, до нападения 1913 года, серии сложных реставраций на протяжении ХХ века и, наконец, май 2018 года, когда она пострадала.

— Будут ли какие-то специальные меры безопасности на выставке, учитывая ЧП с картинами Репина и Куинджи?

— Сейчас все выставки Третьяковской галереи снабжены третьим рубежом охраны. Многие работы имеют антибликовые стекла. Усилена охрана. Смотрителей стало больше. Все необходимые меры безопасности приняты согласно обновленным регламентам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27926 от 15 марта 2019

Заголовок в газете: Репина очистят от штампов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру