Одно из центральных мест в обширном пространстве «Манежа» отведено экспозиции Юрия Роста «Люди». Она посвящена тем, кто создавали и создают духовную культуру России: Андрей Сахаров, Даниил Гранин, Вахтанг Кикабидзе, Галина Уланова, Юрий Норштейн и многие другие. Здесь же и простые люди, которых Юрий Рост встречал в своих бесконечных путешествиях: доярки, фронтовики и даже девочка из гималайского королевства Мустанг. Однако это не только фотографии, а целые истории, связанные с необыкновенными встречами автора со своими героями. Потому каждое изображение снабжено не меньшего размера, чем сами снимки, текстом — читается как увлекательнейший рассказ. Например, о том, как Сергей Юрский познакомил Роста с Фаиной Раневской, в результате чего родилась уникальная совместная фотография «Трио»: Раневская, Юрский и Марина Неелова».
Перекликается с выставкой Роста другая масштабная экспозиция «Африка: zoom in / zoom out» Сергея Ястржембского. В прошлом помощник президента, Сергей Владимирович вышел из политики, как из плохой игры: более десяти лет он активно увлекается фотографией. Особенно его интересует таинственный «черный континент», который он излетал и исколесил вдоволь и поперек. Как тут не поделиться огромным накопившимся материалом. Калейдоскоп 150 африканских картин Ястржембского можно разделить на две части, что, собственно, отражено в названии его проекта — «Африка: zoom in / zoom out». С одной стороны, это возможность взглянуть на Африку с высоты птичьего полета. Когда смотришь на подобные картины, возникает ощущение, что деревья на них — это ящерицы или змеи, а крестьянские наделы большие разноцветные черепахи.
— Когда в нашей стране ругали абстрактную живопись, говорили так: «Художник сам себе все напридумывал и не смотрит на реальность», — вспоминает организатор выставки, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. — На самом деле, все зависит от точки зрения, как говорил великий Родченко. Когда мы поднимаемся в небо, то, что нам абстрактная живопись давала как воображение, как предчувствие, становится абсолютной реальностью. Это просто очень красиво, это завораживает».
Ольга Свиблова подробно останавливается на другой стороне выставки Ястржембского, а именно фотопортретах представителей различных африканских племен. Зрелище действительно потрясающее и в каком-то смысле антропологическое. Народности масаи, динка, сурма — все они имеют свои традиции, ритуалы, которые выражаются и во внешнем облике. Кто-то отращивает губу, с помощью специальных дисков, которые в последнее время заменили обычные DVD-носители, подкидываемые туристами. Кто-то делает наколку на лбу, а кто-то определенным образом раскрашивает тело. Но при всей экзотике фотографий Ястржембского, мы видим на них человека и личность, в не меньшей степени, чем в работах Роста.
— Даже если мы отделены континентами, да и историческим временем, потому что эти племена живут в другом историческом времени, но и у них есть любовь, героизм, сила духа. Понимание того, что мы разные, но мы люди — чрезвычайно важно, — отмечает Ольга Свиблова.
Собственно, это, пожалуй, и есть главная идея всего биеннале. Но кроме захватывающих африканских фотографий, в «Манеже» показали и документальный фильм Сергея Ястржембского «Кровавые бивни», который вошел в лонг-лист премии «Оскар» в 2016 году. Пронзительная история об уничтожении слонов в Африке. Отлаженном бизнесе, построенном на коррупции и непреодолимой жестокости, справится с которой пытаются местные рейнджеры и международные организации. Если геноцид слонов, чьи бивни дороже золота, продолжится, то к 2050 году эти животные лишатся больше половины своей территории. Однако фильм не только о людском насилии, но и о милосердии. Ведь помимо браконьеров есть и те, кто выхаживает раненых слонят в специальном приюте и старается вернуть их в естественную среду обитания. Наконец, Ястржембский предстал и в ипостаси редактора книги «Россия. Полет через века» — уникального издания, запечатлевшего творения ста фотографов, по-своему взглянувших на разные регионы большой страны. Четыреста фотографий, сложенные вместе, дают ощущение России. Более того, современные снимки соседствуют с шедеврами мастеров 18 и 19 веков. Например, Москву Венецианова можно сравнить с теперешним обликом российской столицы. «Здесь надо быть честным перед самим собой, — признается корреспонденту «МК» фотограф Витас Черняускас, — каждый кадр, каждый образ ты чуть-чуть проживаешь».
Прогуливаясь по разным выставкам биеннале, у меня создавалось ощущение контрастов, которые вместе с тем сплетаются в нечто общечеловеческое. Своеобразные людские «ковры» на парадах в Северной Корее заставляют задуматься, что стоит за этим праздником поклонения вождю и партии. Масштабные действия, схваченные объективом итальянца Пьер Паоло Коса, приоткрывают закрытую страну, предстающую сказочным и даже гламурным миром.
Совсем иной взгляд у молодого российского фотографа Дмитрия Лукьянова. Он четыре года ездил по России и пытался изучить ритуалы повседневной жизни. В экспозиции «Внутреннее путешествие» нет памятников архитектуры и сокровищ культуры, зато много узнаваемых атрибутов провинциального и не только бытия. Супермаркеты близ кладбищ, потрепанные советские дома, стоящие на бездорожье гаражи. Удивительным образом от этих картин не становится грустно, скорее осознаешь, что и в таком пейзаже рождается нечто особенное.
Неподалеку от мрачной России и гламурной Северной Кореи чудесная экспозиция аргентинки Габи Хербштейн, представившей фотографии аргентинских карнавалов. Тут опять без истории не обойтись. Местные жители готовятся к этому торжеству целый год, а его смысл заключается в схождении в Ад для очищения, выйти к небу и забыть все то, что отягощало жизнь. «Это напоминает нашу Масленицу, — объясняет Ольга Свиблова, — ведь мы не только печем блины, но в масленичных кострах сжигаем тот мусор и то плохое, что с нами случилось в предыдущий год, чтобы с весной было ощущение, что мы начинаем снова. Эти ритуалы, они имеют разное костюмированное выражение, но общее настроение, что жизнь наша будет меняться к лучшему». XI фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии» продлится до 10 марта.
Выставка "Африка: zoom in/zoom out" проходит при поддержке Группы компаний "РЕГИОН".