Зато 4 превратилась в магическую цифирь. В ходе этого исследования неожиданно выяснилось также, что в Топ-100 самых ротируемых на радио в России исполнителей в 2018 году вошли тоже только четверо из тех, кто начинал свою карьеру более 50 лет назад. Хитовых «вечных штучек» зовут Алла Пугачева, София Ротару, Юрий Антонов и Андрей Макаревич. Причем есть подозрения, что не только г-жа Пугачева, по поводу которой недавно разгорелась страшная истерика на госТВ, а все они давно не были в метро и не живут «как простой народ». Есть даже подозрение, что имеют на это право. Поскольку заслужили — по выслуге лет, заслуженному положению, сумме сделанного и размеру бесценного вклада в историю современной эстрады и популярной музыки.
Зато тех, кто начинал 20 лет назад, в актуальном радиоэфире уже целых 36 артистов. «Укрепляется также тенденция, которой не было ни 50, ни 20 лет назад — взрывной интерес именно к российской музыке, — заметил в разговоре с «ЗД» г-н Краев. — Доля российских хитов в отечественном радиоэфире в прошлом году составила рекордные 67%, хотя еще пару лет назад была только половина».
Также выяснилось, что ежесекундно россияне просматривали в минувшем году на YouTube 35 тысяч музыкальных видеоклипов, запуская каждую секунду 190 новых просмотров. Таким образом любители музыки накликали 6 млрд 11 млн (что трудно укладывается в воображении!) просмотров клипов Топ-100 артистов, и это в 2,3 раза больше просмотров, чем еще три года назад, в 2015 г. «Трудно сказать, связано ли это с качеством продукта, ростом интереса к нему, или же это просто следствие общей тенденции все большего погружения в виртуальное интернет-пространство, что называют даже болезнью XXI века», — размышлял г-н Краев.
***
Каково же персональное наполнение перечисленных тенеденций? Кто после объективных замеров радио- и интернет-эфира стал топовыми российскими и зарубжеными исполнителями популярной музыки на территории России?
Песни Валерия Меладзе звучали за год на радио 3 163 012 раз, что позволило исполнителю занять первое место в рейтингах радио, поднявшись сразу на 6 позиций за год. За ним выстроились Дима Билан, Леонид Агутин, Макс Барских, Григорий Лепс. Все они преодолели двухмиллионный рубеж по количеству эфиров.
Лучшими певицами на радио в России в 2018 году стали сразу две исполнительницы — Ёлка и Loboda. Их песни за год прозвучали на радио 2 696 440 и 2 657 111 раз соответственно. Совсем немного уступили лидерам Полина Гагарина (2 447 588 эфиров) и Кристина Орбакайте (2 265 469 эфиров), которую злые языки в минувшем году провожали на ПМЖ в Америку «за невостребованностью».
Группа «Любэ», песни которой в 2018 году звучали 2 914 647 раз, оказалась самой играемой на российских радиостанциях группой. В пятерку лучших также вошли Burito, «Градусы», «Руки Вверх!», Serebro.
Из зарубежных звезд первой оказалась Sia (2 736 818 радиоэфиров за год), уступив абсолютное первенство локальным артистам. В число самых играемых на радио в России попали также Calvin Harris (2 300 151), Imagine Dragons (2 277 976) и David Guetta (2 163 441).
Абсолютным хитом стал зарубежный трек «Breathe» (Jax Jones & Ina Wroldsen), прозвучавший на радио 1 202 828 раз. Далее следуют: «In My Mind» (Dynoro feat. Gigi D’Agostino), «DJ Is Your Second Name» (C-Bool & Giant Pham) и трек «One Kiss» дуэта Calvin Harris и Dua Lipa.
Самыми популярными российскими хитами на радио стали «Штрихи» (Burito) — 925 432 эфиров и «Ночь» певицы Нюши — 725 249 эфиров. «Женскую» пятерку хитов дополнили «Парень» (Loboda) — 679 055 эфиров, «Обезоружена» (Полина Гагарина) — 653 270 эфиров, «Ты мой человек» (Вера Брежнева) — 630 098 эфиров и «Мир открывается» (Ёлка) — 537.517 эфиров. Самыми популярными «мужскими» хитами стали: «Она» («Градусы») — 877 360, «ДНК» (Джиган и Артем Качер) — 860 159, «Медина» (Jah Khalib) — 823 074 и «Моя любовь» (Макс Барских) — 655 306 эфиров.
В российском чарте YouTube абсолютным победителем стал Егор Крид: его клипы в 2018 г. набрали 256 608 502 просмотров. Свое прошлогоднее второе место он передал Элджею со «всего» 244 705 980 просмотров. Полина Гагарина и Loboda собрали по 75 миллионов просмотров и стали первыми среди исполнительниц. При этом Loboda сумела в 2018 году одновременно быть успешной и на радио (2 657 111 эфиров за год), и на YouTube (75 326 758 просмотров).
Второй год подряд лучшей группой YouTube в России становятся украинские «Время и Стекло» (162 048 195 просмотров). Лучший клип — «Медуза» от Matrang’a (94 662 301 просмотров). Самая «флешмобовая» группа Little Big вошла в пятерку сразу с двумя хитами: «Skibidi» (53 096 558 просмотров) и «Faradenza» (37 597 060 просмотров). Украинская группа Kazka с клипом «Плакала» набрала 53 427 757 просмотров (3-е место).
***
Скандальное отсутствие в первых пятерках лидеров таких, например, артистов и песен, как группировка «Ленинград» или Филипп Киркоров с Николаем Басковым («Ibiza») или без оного («Цвет настроения синий»), которые в минувшем году неслись из каждого, что называется, утюга, вызвало удивление не только у «ЗД», но и у Игоря Краева: то ли Интернет с радио отстали от народа, то ли народ — от радио с Интернетом?.. Сошлись на том, что вопрос требует дополнительного изучения и анализа — теперь уже в контексте адекватного отражения в эфире или на сетевых платформах «подлинно народных хайпов». Сошлись также на том, что любые чарты и итоги могут быть одновременно сколь объективны, столь и относительны — в зависимости от очень многих факторов.
Абсолютной истины нет, есть только бесконечное к ней приближение. Следующим актом захватывающего процесса подведения итогов года станет вручение музыкальных премий по версии ZD AWARDS — а фактически по версии читателей «МК» и «ЗД», вердикт которых будет оглашен совсем скоро, 28 февраля, в Театре «Русская песня». Голосование продолжается на сайте «МК», и никакое радио с Ютьюбом нашим читателям — не указ…