Железнодорожные пути, мелькающие лучи прожектора, бесконечная синева неба и временные остановки на придорожных платформах — пейзажи, знакомые каждому, кто хоть раз ездил на поезде. Картинки одинаковые, только попутчики разные. Неважно, молчат они или говорят, и о чем говорят — тоже неважно. У них нет лиц, и дышат они в унисон с движением поезда. Нет, это не мои лирические воспоминания с последней дорожной поездки. Так начинается спектакль «Пассажиры» канадского театра «7 пальцев» (7 Fingers), мировая премьера которого прогремела 18 января на сцене Театра мюзикла.
У постановки нет конкретной литературной основы. Сюжетная канва для спектакля — сама жизнь. И порой, чтобы выразить ее эмоциональные перепады, слова совсем не нужны. В арсенале рассказчиков язык тела: танец и акробатика, а также видеопроекция Джонни Ранже и оригинальная музыка Колина Ганье.
— В путешествии время останавливается, — рассказывает режиссер спектакля Шена Кэрролл, известная по своим постановкам для Cirque du Solei, номеру для церемонии вручения премии «Оскар» и цирковому шоу Queen of the Night на Бродвее в Нью-Йорке. — Размышляя над своим прошлым и будущим, недавние незнакомцы то грустят о нереализованных возможностях, то предаются утопическим фантазиям.
Героев 8, историй — вдвое больше, и каждая способна стать аллюзией жизни для зрителя, сидящего в зале. Стоит только минорной музыке смениться электронным твистом, рыжеволосой девушке поставить на пол чемодан и взять в руки обручи, как лирическое спокойствие оборачивается безумной суматохой, а простые цирковые атрибуты превращаются в вокзальные турникеты.
— Простите, это мое место? Вы не видели мой билет? — старательно выговаривают канадские актеры на плохом русском, что, конечно, приводит в неописуемый восторг зрителей.
Текст все же присутствует в спектакле, но в виде небольших философских монологов и исключительно на английском. По обеим сторонам от сцены висят экраны. Так что при желании можно отвлечься от циркового действия и обратить внимание на субтитры.
Сконцентрировать внимание на чем-то или ком-то одном — задача не из легких. Одна девушка крутится в полотнах, другая — продолжает жонглировать десятком обручей, третья — в связке с партнером выписывает пируэты в лонджах, пока все остальные на глазах у изумленной публики выстраивают новые декорации, подсвечивая партнеров переносными прожекторами.
Удовольствия добавляют вшитые в, казалось бы, рваное повествование метафоры, которые так или иначе разгадываются зрителями: жизненный путь и аккуратно ступающий по канату эквилибрист, дружеское плечо и сложнейшие многоуровневые поддержки, судьбоносные взлеты и завораживающие трюки на пятиметровой высоте без единого страховочного троса.
Отправление — пересадки — прибытие. Полтора часа в пути и личный разговор с иностранными незнакомцами о том, что в России называется «за жизнь». Но поезд не может долго стоять на месте. Уже через неделю канадский экспресс повезет своих «Пассажиров» в Европу, оставив москвичам приятные воспоминания.