- Илья, у вас уже были подобные опыты с аудиогидами, аудиокнигами?
- Перед Новым годом я начитал одну из зимних сказок Владимира Одоевского «Мороз Иванович», музыкальное оформление и аранжировки к которой сделал барабанщик «Мумий Тролля» Олег Пунгин. Я вообще много читаю для собственных детей, так что мне не привыкать.
- Помните ли вы свое первое знакомство с Боуи и те ощущения, которые оно вызвало?
- Первой пластинкой был альбом «Diamond Dogs». Я тогда увлекался Элисом Купером и KISS. Мне нравились концептуальные рок-альбомы, закрученные вокруг определенных персонажей или идей. Я услышал интро, ничего особо понятно не было, но там были такие завывающие собачьи голоса, и потом эта фраза про «это не рок-н-ролл, это — геноцид!» Орет толпа, и начинается песня. Именно так я и представлял Рок с большой буквы.
- Личность Боуи каким-то образом повлияла на вас — в творческом, в человеческом смысле?
- Я не задумывался об этом, но мне нравятся почти все альбомы. У меня много его любимых песен. Мне нравилось, что он совершенно спокойно расставался с разными музыкальными стилями и органично чувствовал себя во всех.
- Корректно ли говорить о «продолжателях» в музыке?
- Давним зимним вечером мы сидели в одном московском баре, которого уже давно нет, вместе с Бретом Андерсоном из группы Suede, и он на полном серьезе заявил мне, что Боуи должен быть обязан ему своей реинкарнацией в 90-х. Должен, мол, сказать ему спасибо за то, что Suede своими песнями, в чем-то схожими с композициями Боуи по звучанию, напомнил слушателям о его существовании. Я с тех пор шучу, что вообще весь британский глэм-рок и брит-поп должен быть тогда благодарен мне за то, что его узнали в России.
- Недавно случился двойной юбилей — и у вас, и у группы. Почему вы решили не устраивать масштабных шоу? Или все еще впереди?
- Я с трепетом отношусь к юбилейным датам выхода альбомов, но свой собственный день рождения мне не кажется поводом для какого-то специального промоушена. Это мне кажется глупым. Может быть, лет через двадцать я поменяю свое мнение, кто знает?
- К юбилею с особым трепетом отнеслись поклонники — сняли душевное видео на песню «Такие девочки». Вам понравилось? Вообще, важен ли резонанс, обратная энергетическая волна?
- Я рад, что мое творчество дает другим людям шанс реализовать и их творческие идеи. В нашем мире, когда новость за новостью одна хуже другой, это действительно важно — суметь написать свою собственную добрую повесть.
- Весной вы презентовали программу «Вечерний чай (без симфонического оркестра)». Откуда берется вся эта магия? Вы индивидуалист и сами придумываете идею, концепцию действия от и до или все-таки для вас важна командная «игра», в которой каждый ее участник может проявить себя?
- До появления в 2018-м этой программы, подобный большой экспериментальный концерт мы сыграли почти двадцать лет назад в московском Гостином Дворе. Там, кстати, оркестр был, были танцоры и певицы и даже рэперы, о жанре которых никто тогда и не знал. Программа «Вечерний чай (без симфонического оркестра)» — это как раз тот случай, когда музыканты «Мумий Тролля» появляются на сцене в непривычных для себя амплуа, быть может, именно в тех, о которых всегда мечтали, но традиционный формат концертов не позволял этого сделать. В «Вечернем чае» возможно все: барабанщик за роялем, басист на месте диджея и так далее.. Вообще же у нас каждый музыкант — это целый оркестр, и потому мы выступаем без симфонического оркестра.
- Чем запомнился год? Вы склонны подводить какие-то итоги в его конце или склонны беззаботно плыть по волнам времени?
- На нашем официальном сайте мы сделали подборку таких итогов, назвали «Годовой отчет» — мы отчитались перед нашими главными партнерами — поклонниками. Да и самим важно понять, чем занимались последнее время.
- Поклонники в свою очередь откликнулись своими голосами за включение «Мумий Тролля» в две номинации грядущей церемонии ZD AWARDS. Что изменилось за этот год лично для вас? Были ли какие-то новые осознания, открытия, может быть, разочарования? Я говорю о творчестве, конечно...
- Ничего не изменилось. Есть постоянное ощущение того, что не хватает времени, чтобы выполнить все задумки и идеи. Но так было последние несколько десятков лет. Это нормальный процесс.
- Какую реакцию у вас вызывают современные тренды — я имею в виду массовый ажиотаж, поднявшийся вокруг хип-хопа, например, появление новых героев или героинь?.. И герои ли они, на ваш взгляд? Есть ли новые герои?
- Мне нравится, что есть новые лица, которыми публика искренне интересуется. Одной из своих задач, особенно в фестивальных делах, я всегда ставил то, что важно показать публике пока еще не совсем раскрученные имена. Главным героем прошлого года явно был Хаски, которого пару лет назад мы приглашали хедлайнером на V-ROX. Получается, что свои открытия я делаю намного раньше, чем вы. (Смеется.) Мне интересно, как те, кому по 20 или чуть больше, обращаются с языком, но у меня очень высокие ожидания. Я ценю юмор и смелые высказывания, но меня удручают банальность и недостаток сценического воплощения, например. Мне, кстати, кажется, что в среде исполнителей, где превалирует музыка, сейчас больше интересного, нежели среди поэтов-песенников: Kito Jempere, Fogh Depot, например.