24 января историческое помещение театра ГИТИСа предстанет во всей красе после масштабного капитального ремонта. За пять с половиной месяцев строительным работам подвергся не только знаменитый театральный подвал, но и весь жилой дом в Большом Гнездниковском переулке, более известный москвичам под названием «дом Нирнзее», который не ремонтировался с 1913 года. О том, как происходило возрождение из пепла феникса ГИТИСА, мы поговорили с ректором института Григорием Заславским.
— Григорий Анатольевич, когда вы поняли, что возникла острая необходимость в ремонте?
— Это назревало постепенно. Сначала мы мирились с проблемами, но когда по коридорам стали бегать крысы, поняли, что откладывать ремонт больше нельзя. Если на улице шел дождь, то ГИТИС буквально заливало с 3-метровой высоты, и в аудиториях на полметра поднималась вода. Когда в институте включили отопление, в фойе прорвало трубу. В тот момент как раз шел спектакль факультета эстрады, и нам пришлось увеличивать громкость фонограммы, чтобы перекрывать шум льющейся воды. Тогда я обратился к министру культуры с просьбой провести ремонт театра.
— Когда же начались работы?
— Изначально они планировались с октября по март 2017–2018 гг., но из-за долгого согласования с Департаментом культурного наследия Москвы процесс начали только 26 июня прошлого года. В итоге в середине декабря мы не только получили шикарное помещение учебного театра, но и ускорили плановый капитальный ремонт всего дома. Поскольку многие проблемы были общими: износившиеся инженерные коммуникации, электрическая проводка, система водоснабжения и водоотведения, удалось синхронизировать проведение ремонта в подвале с капитальными работами во всем здании. Многие жильцы сначала были против, но я встречался с каждым и объяснял необходимость ремонта. Ведь это уникальное здание и тот редкий случай, когда жилой дом строился с запланированным театром в подвале. В свое время здесь был легендарный театр-кабаре «Летучая мышь», на протяжении почти 30 лет работал театр «Ромэн», начинался Театр сатиры, рождалась Мастерская Петра Фоменко, «Геликон-опера» и «Квартет И».
— Как теперь изменился внутренний облик ГИТИСа?
— Интерьером занимался известный архитектор Сергей Куцевалов (Студия театрального искусства Сергея Женовача, Другая сцена «Современника», По его проекту был восстановлен исторический облик театра 1913 года: открыты оригинальные потолки и стены, в фойе и буфете уложен традиционный дубовый паркет. Все помещения теперь освещаются индустриальными подвесными светильниками начала XX века с диммируемыми светодиодными лампами в стиле Томаса Эдисона. К сожалению, нам не удалось отыскать следы фрески Николая Сапунова, которая, по некоторым сведениям, украшала одну из стен театра.
— Каким спектаклем ГИТИС откроет историческую сцену?
— Премьерой режиссерского факультета по пьесе А.Н.Островского «Бешеные деньги». Сейчас мы один за другим переносим спектакли с новой сцены в Новых Черемушках на историческую в Большом Гнездниковском. К тому же мне хочется восстановить давнюю традицию театральных вузов — раз или два в месяц на сцене ГИТИСа играть спектакли других учебных театров. Мы ведь не конкуренты, а лучшие театральные вузы страны, которые занимаются одним великим делом.
Из досье «МК»: В начале ХХ века дом по адресу: Большой Гнездниковский переулок, 10, был справедливо назван первым московским небоскребом. Когда-то, еще до застройки Тверской улицы, он возвышался над Страстной площадью. Многим москвичам это здание известно по имени своего строителя и первого владельца Эрнеста Ришарда Карловича Нирнзее, который задумал его не совсем обычным: «домом холостяков» или «дешевых квартир». Небольшие квартиры в первоначальной планировке не имели кухонь; жильцам предлагалось питаться в ресторане здесь же, на 11-м этаже, то есть на крыше, или пользоваться услугами целого штата лакеев, горничных, кухарок. Чего только не было за вековую историю в доме Нирнзее: кабаре «Летучая мышь» и «Кривой Джимми», студия Малого театра, редакции газет «Накануне», «Гудок», «Вечерние известия», журналов «Россия», «Литучеба», «Творчество», «Огонек», «Альманах библиофила», издательство «Советский писатель» и, конечно, учебный театр ГИТИСа.