Кто только не играл роль Ленина — в гриме и без грима, всерьез и не очень, профессионалы и рабочий. В советское время до такой роли надо было дослужиться. Вопрос, кому выпадет такая честь, решался художественными советами, руководством киностудий и высокопоставленными партийными лидерами. Взяв ленинскую высоту, актер уже не имел права браться за роли каких-нибудь сомнительных личностей. Ленин был как крест, который надо нести достойно, не замарав себя ничем.
Впервые роль Ленина в советском кино сыграл рабочий Василий Никандров в «Октябре» Сергея Эйзенштейна, снятом в 1927 году. Одним из лучших исполнителей вождя считался Борис Щукин в фильмах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), который в 1956-м перемонтировали, вырезав роли Сталина и Ворошилова. Максим Штраух стал рекордсменом по числу сыгранных ленинских ролей, снявшись в фильмах: «Выборгская сторона» (1938), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942), «Рассказы о Ленине» (1957), «Ленин в Польше» (1966). Борис Смирнов сыграл Ильича в шести картинах — «Балтийская слава» (1957), «Коммунист» (1957), «Лично известен» (1957), «Аппассионата» (1963), «Именем революции» (1963), «Кремлевские куранты» (1967). Но Юрий Каюров, кажется, превзошел всех. В его ленинской кладовой — картин 17, включая «В начале века» (1961), «Сквозь ледяную мглу» (1965), «Шестое июля» (1968), «Почтовый роман» (1969), «Кремлевские куранты» (1970), «Поэма о крыльях» (1979). Когда его сын Леонид Каюров ушел из актерской профессии и стал священником, в чем только не обвиняли эталонного исполнителя роли Владимира Ильича!
Ленина играл Иннокентий Смоктуновский в фильмах «На одной планете» (1965) и «Первый посетитель» (1965), Кирилл Лавров — в «Доверии» (1975), «20 декабря» (1981) и польском «Возрождении Польши» (1981). Андрей Мягков сыграл молодого Ильича в фильме «Надежда» (1973). А Родион Нахапетов, по иронии судьбы родившийся в день смерти Ленина, 21 января 1944 года (теперь он отмечает 75-летие), сыграл молодого Ленина в двух картинах в 1960-е годы. Вот что он рассказал «МК» во время своего недавнего приезда в Москву: «После того как я снялся в роли Ленина в картинах Марка Донского «Сердце матери» и «Верность матери», я боялся, что придется играть что-то подобное. Поэтому я ухватился за роль Тимура, которую мне предложил мой однокурсник Эльер Ишмухамедов в фильме «Нежность», а потом и во «Влюбленных». Мне совсем не хотелось все время играть только Ленина, я мечтал о разных ролях. Гораздо интереснее встретиться с героем, который попадает в трудные ситуации, работает пожарником, совершает подвиг, вывозя людей, обгоревших во время пожара».
У Михаила Ульянова было четыре ленинских фильма и два спектакля — «Человек с ружьем» и «Брестский мир». Четырехсерийный фильм Леонида Пчелкина «Штрихи к портрету В.И.Ленина» 1967 года с его участием положили на полку. Не все устраивало в трактовке революционных событий.
В 1978 году Олег Янковский без грима вышел на сцену «Ленкома» в спектакле «Революционный этюд» по пьесе Михаила Шатрова «Синие кони на красной траве» и считал эту роль очень важной в своей карьере. При этом отец Олега Ивановича был репрессирован, а бабушка в пятилетнем возрасте дружила с юным Владимиром Ульяновым, поломавшим ее куклу из лучших побуждений — пытался починить. В 1981 году Олег Ефремов поставил в Московском Художественном театре спектакль «Так победим!» по пьесе Михаила Шатрова, где Александр Калягин сыграл Ленина и впоследствии получил за нее Госпремию, а потом и звание народного артиста РСФСР.
Леонид Мозговой, абсолютно не похожий на Ленина, по пять часов гримировался перед каждым съемочным днем у Александра Сокурова, когда работал на картине «Телец». А потом часами гримеры освобождали его от тяжелого нарощенного лица. Даже Виктор Сухоруков умудрился сыграть Владимира Ильича в «Комедии строгого режима» в 1992 году и картине «Все мои Ленины» 1997-го. Евгений Стычкин сыграл Ленина в сериале «Троцкий» Александра Котта, а Евгений Миронов — в «Демоне революции» Владимира Хотиненко.
Не забывают вождя мирового пролетариата и европейские актеры. В недавнем спектакле «Ленин» берлинского театра «Шаубюне», поставленном Мило Рау, роль Владимира Ильича играет швейцарская актриса Урсина Ларди. Ленин у нее чахлый, доживающий свой последний день на земле. Его голова как яйцо. Актрисе натянули безобразную лысину, так что на сцене зритель видит жутковатое существо, фантом в форме узника концлагеря.
В «Весне советской», поставленной в «Коляда-театре» в Екатеринбурге и показанной в Москве год назад, на сцену выходит Владимир Ленин и произносит речь, становясь частью безумного советского карнавала. И это не единственное появление Ильича в спектаклях театра Николая Коляды. В комедии «Группа ликования» действие происходит под Новый год в детском саду провинциального города Калачинска. Там по ночам подрабатывают сторожами сотрудники местного театра, а среди героев — восемь милиционеров и Ленин.
В эти дни в Москве вновь проходят гастроли «Коляда-театра», и к зрителям опять выходит Ленин, но уже в «Горе от ума» по хрестоматийному произведению Александра Грибоедова. Играет его Павел Рыков.
Мы поговорили с актером задолго до спектакля, когда он пришел монтировать декорации.
— Да, я еще и монтировщиком работаю. Чего только не делаю. Подай-принеси. Купи-продай, — рассказывает Павел Рыков. Мы проходим с ним за кулисы, где стоит большой серебристый сундук — хоть сказку играй. Но оказывается, что это мавзолей Владимира Ильича Ленина. Открываешь крышку, а внутри он красного цвета.
— Вы играете Ленина в нескольких спектаклях?
— У меня три ленинских спектакля — «Группа ликования», «Весна советская», «Горе от ума». В «Группе ликования» я просто выхожу в финале. У нас в Екатеринбурге есть памятники Свердлову и Ленину, это и обыгрывается, делается такая переносочка в спектакль. Самый первый мой Ленин — в «Группе ликования».
— Как вы отнеслись к тому, что вам его предстоит сыграть?
— То, что я похож на Ленина, мне сказали, когда я работал в Москве в Театре на Покровке. Но все это сказано было в шутку. А теперь вдруг такая затея подвернулась — Ленина сыграть. Я подумал: почему бы и нет?
— Идея Коляды?
— Да, он придумал появление Владимира Ильича, а я вписался в уже идущий спектакль позднее, заменил другого актера. Но первому исполнителю пришлось парик надевать и все такое. А мне ничего этого не нужно.
— В каждом из трех спектаклей вашей Ленинианы требовалось портретное сходство? Или же Ленин у вас шут гороховый, и можно не заморачиваться на этот счет?
— Никакой он не шут. Ленин у нас вполне серьезный, особенно в «Горе от ума». В «Группе ликования» была роль без слов. В «Весне советской» мне захотелось скопировать Ленина, и я использовал его цитату, выбитую на памятнике Ленину в Екатеринбурге. Могу процитировать.
(Тут Павел Рыков вскакивает и в одно мгновение перевоплощается в неистового Ленина. Он принимает характерную позу Ильича, прищуривается и картаво произносит: «Все, чего мы достигли, показывает, что мы опираемся на самую чудесную в мире силу — на силу рабочих и крестьян».)
— Чем дольше смотрю на вас, тем больше вы кажетесь похожим на Ленина. В школе не дразнили? Ваши отец и дед не были на него похожи?
— Абсолютно нет. Мы с отцом очень похожи, но в нем ничего ленинского нет.
— Вы вот говорите, что ваш Ленин — не шут гороховой, а мне в «Весне советской» он показался именно таким — паяцем.
— Но он вовсе не паяц, скорее — концентрат памяти и штампов. Мы с ним не встречались, но хорошо знаем по фильмам его характерные жесты, картавость, походку. Я даже живот себе накладывал. Ленин же пухленьким был в отличие от меня.
— Вам самому не странно, что Ленин стал героем спектакля «Горе от ума»?
— Да он появляется только в финале первого и второго актов. А на протяжении всего спектакля я играю слугу. В нашем спектакле такой симбиоз времени! Смешались все эпохи. А Ленин — как что-то забытое, привет из далекой истории. Фокус в том, что он выходит из гроба. Весь народ вызывает Ленина из мавзолея, и он воскресает. Смотрит на все, что произошло вокруг, крестится и уходит обратно.
— Ужасается тому, что натворил?
— Тому, что случилось с миром. Он как Чацкий. Посмотрите — о чем мечтал и к чему в итоге пришел? У нас там и Романов выходит.
— Какой?
— Царь. Мне очень нравится сцена, где по одну сторону гроба стоит Ленин, а по другую — государь. Чацкий — между ними. Потом он уходит в гроб вместе с Лениным.
— Любая роль, особенно исторического персонажа, требует кропотливого изучения. Как вы работали над Лениным? Биографию изучали?
— Поверхностно. Интересно было покопаться в его биографии. Кое-что почитал — как он добирался в Россию в предреволюционное время, как его не пускали. Всего Ленина я, конечно, не прочитал, но изучил его высказывания о земле, о том, что он хотел воплотить. Мне было интересно, почему все пошло не туда.
— На кого из своих предшественников ориентировались? Кто произвел впечатление?
— Я специально пересмотрел черно-белые советские фильмы о Ленине. Интересно было понять, каким видели Ленина люди, находившиеся ближе к нему по времени.
— Картавость, ленинская интонация с трудом давались?
— Нет, у меня легко все получилось. Я, как обезьянка, все скопировал.
— Николай Коляда чего от вас добивался?
— Он говорил: «Просто выйди и скажи». Но я чуть ли не с бревном выходил на сцену во время репетиций, как Ленин на субботнике. А на «Горе от ума» все возникло спонтанно. Увидели большой сундук, с которым, как нам сказали, будет весело на сцене, поскольку он занимает много места, и возникла идея: а пусть Ленин из гроба выйдет.
— Чем отличаются три ваших Ленина?
— В одном спектакле я ориентировался на памятник. Мне сказали: «Сыграй памятник». Тот, что в центре Екатеринбурга стоит. Огромный! И я ходил к нему и разглядывал. Ездил на работу как раз через центральную площадь, где он установлен, и наблюдал. Чего только не нафантазировал. Как-то у меня было путешествие по Волге-матушке на теплоходе. Мы заезжали в разные города, и везде там стоят памятники Ленину. Какого только цвета не встречаются — розовые, зеленые, коричневые, черные, золотые.
— Раньше-то роль Ленина становилась пиком карьеры. После нее негодяев играть не давали.
— А сейчас еще как дают. Никакого значения не имеет то, что ты Лениным выходил на сцену. Но в моей жизни это имеет значение. Я к Ленину приобщен, он присутствует в моей жизни. Мне очень нравятся идеи, которые он хотел воплотить.
— Думаете, что они способны осчастливить человечество?
— Человеку сложно счастье найти в принципе.
— Так каким был Ильич — сильным, слабым?
— Кто-то считает, что он был больным на всю голову. Но можно себе представить, сколько он пережил после того, что случилось с его братом. Много метаний было, размышлений, самообразования.
— Некоторые дети уже не знают, кто это такой.
— Мой ребенок знает, хотя ему только семь лет и он ходит в первый класс.
— А вам сколько лет?
— Мне 38. А Ленина я впервые сыграл лет пять назад.
— Как вы относитесь к тому, что Ленин до сих пор в Мавзолее?
— Как к чему-то научному. Но там, по-моему, уже все изучили. А если подходить по-человечески, то я бы давно его похоронил.
— Вы сами-то бывали в Мавзолее?
— Никогда! Раньше хотел, а теперь нет. Не тянет меня туда. Как-то у нас в театре ставил спектакль польский режиссер, и к нему приехали друзья. Я нарядился в Ленина и что-то в шуточной форме им сказал. Наши гости все хорошо это восприняли, начали фотографироваться со мной, но один поляк очень агрессивно на меня посмотрел, а потом спросил: «Вам нравится Ленин?» Я что-то сказал про его идеи. Поляк настороженно взглянул из-под бровей и больше со мной не общался.
— Представляете, если бы он действительно вышел из Мавзолея? Предъявил бы счет продолжателям своего дела и тем, кто пытается его изображать?
— Но я же к нему очень тепло отношусь. Может быть, из-за того, что привык оправдывать своих персонажей.