Показ «Дау» Хржановского в Париже растянется на несколько суток

Два театра декорируют а-ля сталинская эпоха и соединят мостом, зрителям выдадут визы

Мировая премьера байопика «Дау» Ильи Хржановского о советском физике и лауреате Нобелевской премии Льве Ландау состоится в Париже. Она растянется на несколько дней и ночей. Начавшись 24 января, завершится 17 февраля и будет продолжаться сутками без перерыва.

Два театра декорируют а-ля сталинская эпоха и соединят мостом, зрителям выдадут визы
Кадр из фильма "Дау". Предоставлен авторами арт-проекта "Дау".

700 часов, снятых еще на пленке 35 мм, представят в двух театрах-близнецах, как их называют авторы проекта, — Шатле (Théâtre du Châtelet) и де ла Вилль (Théâtre de la Ville), которые декорируют в духе сталинской эпохи и соединят мостом.

Попасть в прошлое СССР можно будет только имея визу одной из трех категорий: шестичасовую А1, суточную S1, неограниченную М1, хотя все-таки лимитированную 7 днями, но круглосуточную. Распахнет свои двери и Центр Помпиду, где зритель попадет в секретные лаборатории и увидит призраки СССР.

Главную роль в «Дау» сыграл дирижер Теодор Курентзис, который тоже примет участие в грандиозной презентации арт-проекта со своим оркестром musicAeterna.

Сценарий, события которого охватывают 1935–1968 годы, написан писателем Владимиром Сорокиным на основе мемуаров жены Ландау — Коры Ландау. Прежде, чем получить соответствующую визу, зрители, которым отведена активная роль в иммерсивной инсталляции, должны пройти опрос. Практика известная, ее опробовали и некоторые московские театры для создания общей картины своей аудитории на основе ее ответов на вопросы. Но в случае «Дау» они суммируются в персональной «визе», и в зависимости от ее особенностей посетитель получит смартфон, позволяющий ориентироваться в пространстве гигантской инсталляции, и будет слушать персональный саундтрек.

Изначально предполагалось начать эту беспрецедентную акцию в минувшем ноябре в Берлине, выстроив там подобие Берлинской стены в районе Бранденбургских ворот, где она, собственно, когда-то и была возведена. Там-то и показать все 13 фильмов на 700 часов и воспроизвести дух столицы ГДР. Но получить разрешение у берлинских чиновников не удалось. Возможно, потому, что пока это еще слишком живая рана для немцев. Последует ли после Парижа продолжение в Лондоне, скоро узнаем.

Кадр из фильма "Дау". Предоставлен авторами арт-проекта "Дау".

Многие уже и не надеялись, что картина когда-нибудь увидит свет. Работа над ней растянулась на десятилетие, и постепенно интерес стал сходить на нет. Наш Минкульт объявил авторов «Дау» в числе злостных должников и взыскал с них прежние денежные вливания.

А когда все только начиналось на «Ленфильме» и в Харькове, мы жили в другой стране. Целые отряды любопытствующих, включая журналистов, отправлялись в Харьков, чтобы лично увидеть необычный процесс погружения в советскую реальность на съемочной площадке «Дау». Съемки начались там в 2009 году и на протяжении трех лет порядком всех измотали — город, менявшуюся группу, в которой не всякий выдерживал беспощадный график и специфику работы.

Илья Хржановский стремился разрушить границы между обыденной и кинематографической реальностью. Группа должна была круглосуточно жить в советских декорациях, есть скудную пищу той поры, носить белье ушедшей эпохи — так, чтобы чувствовать резинку советских сатиновых трусов на талии. Вплоть до того, что актрисы и персонал не могли использовать современные средства гигиены, а только вату, как во времена СССР. Говорят, что физиков сыграли питерские аутисты.

К примеру, когда Ландау подходил к окну и смотрел в чужие окна, то в тех квартирах должны были находиться актеры в гриме и все в тех же аутентичных советских сатиновых трусах, хотя никто этого не видит. Но, кстати, и Андрей Хржановский, следуя заветам мировых классиков, всегда стремился к тому, чтобы в шкафу лежали подлинные брюссельские кружева, хотя никто шкаф не откроет. Это необходимо для воссоздания духа и атмосферы времени. И с этим не поспоришь. Но, возможно, все, что связано с проектом «Дау» — мифологизация. Слухов много. На премьере выяснится их цена.

Кадр из фильма "Дау". Предоставлен авторами арт-проекта "Дау".

Снимались в картине даже украинские чиновники, что теперь трудно представить. Так что сама картина уже подобна памятнику ушедшей эпохи, когда Россия и Украина жили в относительном мире и согласии. В проекте задействованы: мировая звезда перформанса Марина Абрамович, японский дизайнер Рей Кавакубо, российский режиссер Анатолий Васильев в роли академика Капицы, возглавлявшего секретный институт, актеры мировой величины, голосами которых заговорят советские люди в иностранной версии, — Жерар Депардье, Изабель Аджани, Ханна Шигулла, Изабель Юппер, Уиллем Дефо, Фанни Ардан.

Кадр из фильма "Дау". Предоставлен авторами арт-проекта "Дау".

О самом Илье Хржановском слагаются легенды. Его демонизируют, называют тираном, но режиссер почти всегда им и является. Хотя трудно все это заподозрить, глядя на интеллигентного Илью, ученика Марлена Хуциева, на курсе которого он учился с Артемом Михалковым (вместе они даже снимали во вгиковскую пору короткометражку «Остановка»), сына классика анимационного кино Андрея Хржановского. Но планы у него были наполеоновские в любом случае. Якобы он планировал премьеру в специально построенном кинотеатре, после чего готов был уничтожить копию фильма. Декорацию секретного института, построенную в Харькове, сломали, устроив на костях вечеринку. Ее снимали несколько камер, и она должна войти в фильм. Теодор Курентзис говорит, что создаваемое Хржановским выходит за рамки того, что мы привыкли называть «кино».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27878 от 15 января 2019

Заголовок в газете: 700 часов «Дау» в Париже

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру