— Вы уже бывали в этой прекрасной стране с ее чудесными долинами и холмами? Ее окаймляют прекрасные горы. Горизонт образуется из одних только гор, такие есть не в каждой стране…
С этих слов, разложенных на мужские и женские голоса, начинаются «Любовницы», их произносит группа людей, стоящая в глубине малой сцены, тесно прижавшись друг к другу. Для полной идиллии не хватает разве что тирольского зазывного «лай-ла-ли-ла-ла!». Впрочем, бодрое благозвучие будет чуть позже. Но если знать биографию автора «Любовниц» Эльфриды Елинек — возмутительницы спокойствия, разоблачительницы, активного критика австрийского общества, чьи произведения имеют феминистский подтекст, — не стоит настраиваться просто на красивый вечерок в театре. Ее первый роман 1975 года не теряет своей актуальности, его суть легко вписывается в любое время. И даже тех, кому кажется: «ну, это не про меня», история трогает.
В центре внимания две женские судьбы — Бригитты, работницы городской фабрики по производству женского белья, отшивающей лифчики, и Паулы, симпатяжки из небольшой австрийской деревни при матери-домохозяйке и отце-лесорубе. Обе страстно мечтают вырваться из тех условий, в которые они поставлены своим социальным происхождением. При всей своей несхожести девушки стремятся к одному — подняться по социальной лестнице, разорвать наконец привычный круг. Способ знают один, и верный: мужчина, он же социальный лифт. Что вполне естественно: женщина слабее, она продолжательница рода, мать, хранительница очага и создательница домашнего уюта. Что-то новенькое? Да нет, так уж устроен человеческий мир: дети (хоть теперь и с гаджетами) — церковь (хоть и с перформансами) — кухня (хоть вся и на электронике).
И вот перед нами брюнетка Бригитта и блондинка Паула. Режиссер спектакля, брюнетка Светлана Землякова, очень жестко выстраивает две параллельные судьбы. Настолько жестко, что и сценография вместе с полоской видео (Денис Сазонов, Екатерина Злая, Михаил Зыканов) подчинены жесткой конструкции. Черный планшет расчерчен белым на квадраты, и артисты своими передвижениями по нему будто вычерчивают математические формулы. С жестким ритмом сменяют друг друга и ходят то строем, то по прямой: просто не люди, а схемы какие-то, вписанные в другие схемы — жизненные. А в жизни ханжество и потребительские ценности всегда как-то мило и незатейливо уживались с тем, что называется традициями. Муж, семья, собственный домик — что еще для счастья нужно? И вот уже выросла ваша покупательная способность.
Бригитта измором, в основном через постель, берет жлобоватого Хайнца. Засунув куда подальше обиды от него, оскорбления, чувство самоуважения и даже презрение в свой адрес, она добилась своего. А Паула, простушка с добрым сердцем, живущая чувствами и мечтами, осталась у разбитого корыта.
Простенький сюжет о том, как выбиться в люди, рассказан достаточно иронично и при этом музыкально, что совсем не странно, а созвучно биографии автора романа. Ведь будущий лауреат Нобелевской премии (получила ее за роман «Пианистка» в 2004 году) в детстве занималась музыкой, а позже училась в Венской консерватории по классу органа и композиции. Кстати, формулировка за Нобеля звучала так: «За музыкальное многоголосье в романах и драмах, которые со свойственной только ей языковой страстностью разоблачают абсурдность и принуждающую власть социальных клише». Круто! Исходя из этого, режиссер Светлана Землякова, которая как режиссер в театральном мире среди мужчин чувствует себя непросто, наполнила двухчасовое действие музыкой самой разнообразной, не замолкающей ни на минуту.
Актеры, существующие в жестком минималистическом рисунке, тем не менее наполняют схематические образы яркими красками. Дуэт любовниц, ни разу не пересекающихся, в исполнении Елены Николаевой и Натальи Ноздриной заслуживает самых высоких оценок. Блистательно работают Артем Тульчинский и Олег Савцов — их мужья. А два возрастных артиста — Наталья Павленкова и Леонид Тимцуник, то и дело меняющие маски родителей Хайнца и Паулы, — являют столь разные характеры, что поначалу кажется, будто в этих ролях заняты и другие актеры.
С учетом того, что российское общество медленно, но верно движется в сторону общества потребления, в котором уже сейчас без устали меряются доходами и прочими видимыми знаками благополучия, роман Елинек может стать родным для нашей сцены.