Обозреватель «МК» побывала в гостях у самого северного Деда Мороза

В Лапландском заповеднике рассказали, что тундра не бескрайняя равнина

Обозреватель «МК» оказался на Кольском полуострове в разгар полярной ночи. Солнце с ее наступлением не поднимается в течение 21 дня. В это время темно почти все время, за исключением каких-нибудь четырех часов. В заснеженном царстве чунозерского Деда Мороза, обитающего на берегу Чунозера, в тундре, почти никого нет. Разве что сотрудники Лапландского заповедника, внесенного ЮНЕСКО в свою всемирную сеть биосферных резерватов еще в 1985 году и расположенного севернее полярного круга на 120–170 км.

В Лапландском заповеднике рассказали, что тундра не бескрайняя равнина
В тереме Деда Мороза

У большинства наших соотечественников сложилось представление, что Лапландия — это Финляндия. Но ее территория простирается в Скандинавии и России. Наша, российская Лапландия находится на Кольском полуострове. Еще одно ошибочное представление связано с тундрой. Многие думают, что это бескрайняя равнина, покрытая низкорослой травой. Тундра Лапландского заповедника, созданного еще в 1930 году, — царство низких гор и холмов.

Чтобы встретиться с самым северным Дедом Морозом, обозревателю «МК» пришлось лететь на самолете до Мурманска, а потом больше двух часов ехать на машине в темноте полярной ночи. Зато именно в это время есть шанс увидеть северное сияние. Ради него туда едут китайцы, верящие в то, что под сиянием небес возможны самые удивительные истории любви и зачатия. Кольский полуостров полюбили наши кинематографисты. После выхода «Левиафана» Андрея Звягинцева, снимавшегося в Кировске и Териберке, туда устремились любители природы и экстрима. Заброшенных территорий в этих краях немало, и они пугают особенно во тьме своими апокалиптическими пейзажами. Местные жители, в основном чиновники, обвиняют авторов «Левиафана» в том, что очернили их родные места. Но лучше бы они их привели в надлежащий вид. Там, куда отправляемся мы, — тишь да благодать, бескрайние снежные пейзажи и почти ни души.

Русская Лапландия

Поскрипывая снегоступами по снегу и льду, направляюсь к Деду Морозу, чтобы поговорить с ним как с человеком. Про него даже книжка написана. Она рассказывает о навалившейся на Деда беде: угнали у него волшебных оленей, Снегурочка позвонила в милицию, а там восприняли звонок как розыгрыш. Пришлось своими силами спасать оленей. А они в этих краях не домашние, как в Финляндии, а исключительно дикие и занесены в Красную книгу России.

Снегурочка ждет гостей

На пороге терема стояла стройная Снегурочка. Она и указала дорогу к соседним домам, где расположены два музея, но сначала пригласила в гости к Деду Морозу. Он в это время отдыхал, слегка приспустив бороду. Устает на работе. Но о чем ни спросишь, задорно даст ответ с какой-нибудь загогулиной.

— Можно к вам, Дедушка Мороз, поговорить в неформальной обстановке?

— Заходите, есть несколько свободных минут до прихода детей.

— Как же вы стали Дедом Морозом? Большой у вас стаж?

— Можно сказать, что случайно. Я недавно заступил на свой пост. Так случилось, что мой предшественник, работавший много лет, ушел. Вот мне и предложили его заменить. Я подумал-подумал да и согласился.

— Так вы, наверное, со Снегурочкой — актеры? Обычно они подрабатывают на елках.

— Нет, я не актер, и Снегурочка театральных заведений не заканчивала. Сам я учился в Московском институте стали и сплавов. Всю жизнь работал по специальности в Мончегорске, а теперь на пенсии.

Минуты отдыха

— Много вам писем приходит от детей? Что они просят у Деда Мороза?

— Целые стопки, но пишут и взрослые. Дети просят собачку, кошку, младшего братика. А их родители хотят счастья и лада в своей семье.

— У вас тут фотография с Санта-Клаусом. Дружите с ним?

— Нас разделяет 450 километров. Он в Финляндии живет. Подарков мы с ним друг другу не дарим. Сам я к нему не ездил. Пусть он приезжает, посмотрит, как у нас тут, в российской Лапландии. Встретим как надо. Настоящий Дед Мороз — это я. И появился раньше, чем в Великом Устюге, но мы не спорим о первенстве. Вообще-то Дед Мороз один. Я един во всех лицах — на Таймыре, в Анадыре и Уссурийске, Великом Устюге.

— Любите получать подарки?

— Ничего мне не надо. Хотел бы и дальше быть полезным детворе и Лапландскому заповеднику.

— Но у вас много чего интересного в шкафу. Дети подарили?

— Они самые. Дарят то, что сделали своими руками. Вот смотрите, какой сапожок. Его мне привезли ребята из дома инвалидов из города Апатиты. Я домой ничего не уношу, все здесь выставляю, как в программе Леонида Якубовича. Можно музей организовать.

— Трудно быть Дедом Морозом?

— Важно полностью отдаваться этому делу, чтобы дети не почувствовали, что я не Дед Мороз. Один ребенок подошел ко мне и сказал: «Я раньше думал, что Дед Мороз ненастоящий. А теперь знаю, что ты настоящий». Вот лучшая оценка моего труда.

Письма дошли до Деда Мороза

На многочисленные письма, адресованные Деду Морозу, отвечает сотрудник заповедника, но увидеть его нам не удалось. Надеемся, что это не Баба-яга, хотя как знать. Говорят, что она хорошая сотрудница. И избу ей на ножках отстроили. Скоро обещают завезти мебель. По совету Снегурочки идем в два небольших музея. Один посвящен основателю заповедника — Герману Крепсу, второй — Олегу Семенову-Тян-Шанскому. В его профсоюзном билете в графе профессия написано: «зоолог». На стенах детские рисунки, поразительные для ребенка, на которых — гусеницы, бабочки, зимние цветы и домашняя елка 1920 года. С 12 лет и на протяжении 72 лет Семенов-Тян-Шанский вел фенологический дневник, наблюдая за животными, растениями и погодой. Представлен плуг, которым он распахивал картофельное поле в Чунозерской усадьбе. Быт аскетичный. Все только самое необходимое. Но какие это люди были, сколько сделали ради сохранения природы Севера! Олег Семенов-Тян-Шанский — потомственный ученый, внук знаменитого путешественника и вице-председателя Императорского Русского географического общества Петра Семенова-Тян-Шанского, создатель актографа для записи того, как происходит насиживание яиц. Это Герман Креп заметил талантливого ученого и пригласил в заповедник. А история у него, как и у многих других, — драматическая. Постановлением Совмина 1951 года 87 заповедников на территории страны были закрыты и переданы в ведение леспромхозов. Сколько было сил положено на их восстановление! Согласно данным Росзаповедцентра, в настоящее время в России насчитывается 310 охраняемых природных территорий федерального значения.

Директор Лапландского заповедника Сергей Шестаков

Нынешний директор Лапландского заповедника Сергей Шестаков работает в заповеднике с 1994 года.

— Кем вы были раньше?

— Лесником в заповеднике. А сподвиг меня к этому делу живописец Иван Шишкин. Я служил в армии, увидел на стене картину «Рубка леса» и решил стать лесником. Пошел учиться лесному делу в институт, потому как людьми руководить совсем не хотелось, но в итоге все равно пришлось.

— Почему заповедник создали именно здесь?

— На Кольском полуострове — две популяции диких северных оленей. А там, где мы с вами находимся, имеется необходимая территория для их обитания, — компактно расположенная горная местность и леса. В зависимости от снежного покрова олени находится либо в тундре, либо в лесу. Если снежный покров большой в лесу, они уходят тундру. В прошлую зиму снега было мало, и олени практически все время находились в лесу. Поэтому основатель заповедника Герман Крепс выбрал именно эту территорию. В то время здесь находилось 95 оленей, а сейчас около тысячи. Из охраняемых у нас самая крупная популяция.

Олени и до нашей усадьбы доходят. Прошлой осенью мы обнаружили бездыханное тело одного из них. Его росомаха завалила. Это в Финляндии разгуливают домашние олени, их там встретишь на каждом шагу, как коров в Вологодской области. А у нас все не так. Но животные мирно сосуществуют с людьми, не конфликтуют. Осенью один медведь, прежде чем залечь в берлогу, прошел по усадьбе, полежал около чума. Глухари прямо на деревьях кормятся. Зайцы, куницы здесь у нас постоянно. Всем здесь хорошо. Встречаются редкие птицы, есть пять видов хищных птиц — белохвост, беркут, сокол, кречет, сапсан. Мы с 2003 года последовательно проводим инвентаризацию флоры и фауны, и специалисты, занимающиеся изучением лишайника, обнаружили такой его вид, который до этого не встречался в Евразии, только в Америке. В прошлом году был обнаружен новый вид насекомого. После инвентаризации пауков мы организовали их фотовыставку. Это фантастика! Такой мир мы для себя открыли!

— Но от враждебного мира людей, наверное, невозможно отгородиться?

— Бывает, что на снегоходах нарушают границу, и браконьерство есть. Люди незаконно проникают на территорию заповедника. Им почему-то кажется, что у нас рыба слаще. Но оленей не стреляют. Боятся. В 1992 году в последний раз задержали людей с оружием. Суд решил дело в нашу пользу. Больше никто не рискует.

— А что особенного в русской Лапландии?

— Горы, леса, чистейшее озеро, быстрые реки, олени, северное сияние, полярный день и полярная ночь. Само слово «Лапландия» означает край земли.

Лапландская ёлочка

— Но почему русская — особенная?

— Потому что мы здесь живем. Финны так же скажут о своей Лапландии. Как она описана в сказках про Нильса и в «Снежной королеве», все мы знаем с детства. А у нас не хуже.

— Народ у вас философски настроенный, умеет рассуждать. Даже Дед Мороз.

— Лапландия располагает к размышлениям, философствованию. Поэтому у нас и Дед Мороз — философ. Но, вообще, остановиться некогда, много дел. Только когда один в машине еду, есть такая возможность. Мысли приходят, и нужно успеть сделать то, о чем подумал.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27868 от 25 декабря 2018

Заголовок в газете: Дед Мороз на пенсии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру