На фестиваль NET привезли последнюю эстонскую «Грязь»

Таллинский театр завершил существование досрочно, исчерпав себя

Под занавес юбилейного XX фестиваля NET в последний раз сыграли спектакль «N043Грязь» Таллинского театра N099. Если бы не прозрачная перегородка, отделявшая зрителей от актеров, то все бы мы вышли чумазыми от комьев влажной земли, разлетавшихся в разные стороны. По окончании спектакля публике раздавали флакончики с грязью, чтобы они могли забрать кусочки спектакля с собой. Но он и без того надолго останется в памяти.

Таллинский театр завершил существование досрочно, исчерпав себя
Сцена из спектакля " NO43 Грязь". Фото предоставлены пресс-службой фестиваля NET.

Так уж случилось, что NET проводил в последний путь сразу два спектакля и один театр. Сначала состоялось прощание с «Мы берем это на себя» цюрихского театра «Шаушпильхаус» в постановке Кристофа Марталера, игравшегося в последний раз не только в России, но и вообще. Потом была последняя эстонская «N043Грязь». Вместе с ней прекратил существование и Таллинский театр N099 — самобытный независимый коллектив, работавший на территории современного политического искусства.

Такое радикальное решение приняли его создатели Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясоо. Когда все только начиналось в 2005 году, они исходили из того, что театральный проект конечен по сути, как и все сущее на Земле. Идея заключалась в том, что каждый спектакль будет иметь порядковый номер, и когда-нибудь театр приблизится к нулевой отметке. Отсчет велся в обратном порядке. За 14 лет поставлено 43 спектакля по Чехову и Шекспиру, современной драматургии и сценариям, как отклик на общественно-политические события, например, выборы в Эстонии. Было создано шоу, которое имитировало съезд политической партии страны. Каждый спектакль был как вызов системе. Он раздражал не только политиков, но и обывателей, как и постановка Марталера. Площадками N099 становились промышленные объекты, заброшенный ангар или бассейн. Но смерть пришла гораздо раньше, чем предполагалось.

Сцена из спектакля " NO43 Грязь". Фото предоставлены пресс-службой фестиваля NET.

Недавно на сайте театра опубликовали послание коллектива, в котором в частности говорится: «Сегодня мы осознаем, что больше не в силах работать в полную мощь и следовать идеалам, которых мы придерживались. Наш театр закончился. Постепенно происходило то, что невозможно определить. Тишина, царящая в коридорах Театра N099, самая обычная для других, нас ранит. Это честная тишина. Мы не можем идти прежним путем, но и новым двигаться не в состоянии». В Сети появляется информация о совсем других причинах досрочного завершения проекта, и они на злобу дня — насилия в отношении одной из актрис театра. Было возбуждено уголовное дело в отношении Тийта Оясоо, применившего физическое насилие. Но потом стороны пришли к соглашению, и уголовное дело закрыли. Эстония — европейская страна, и появление такого рода информации перекрывает возможность дальнейшей работы. Как бы то ни было, одним интересным театральным коллективом стало меньше.

Сцена из спектакля " NO43 Грязь". Фото предоставлены пресс-службой фестиваля NET.

Очень гуманно было со стороны авторов спектакля отгородить пластиковой перегородкой зрителя от наполненного грязью пространства. Но время от времени все же приходилось вздрагивать тем, кто сидел в первом ряду, от долетавших к их ногам комьев грязи. А актеры продолжали месить грязь ногами, валялись в ней больше двух часов, начав свой яростный танец за несколько минут до начала спектакля, пока публика заполняла зал. Вдохновились авторы романами «Мелкий бес» Федора Сологуба и «Возможностью острова» Мишеля Уэльбека, высказываниями Чеслава Милоша и «Завистью» Юрия Олеши. При этом в спектакле минимум слов. Разве что прозвучат строки из «Американского футбола» Гарольда Пинтера. Достаточно языка тела, чтобы почувствовать отвращение и восхищение человеком, который способен испоганить и возвысить этот мир.

Сцена из спектакля " NO43 Грязь". Фото предоставлены пресс-службой фестиваля NET.

Три женщины и шесть мужчин, молодые и зрелые, — бесстрашные люди, готовые обнажиться во всех смыслах, в том числе и физически, совершить не самые целомудренные движения во имя замысла режиссеров и художников Эне-Лийс Семпер и Тийта Оясоо. Молодой актер, дрожащий от холода и заброшенности в холодном и равнодушном мире, разденется донага и припадет к обнаженной груди женщины, читай — богоматери, чтобы найти утешение. И гармония наступит. К концу спектакля герои насквозь мокрые от пота и воды, которой их периодически окатывали из ведра, грязные и жалкие, пройдут все круги ада и зажгут свечи. Под звуки музыки, подобной той, что мы слышим в храме, они словно воспарят ввысь из грязи, заполонившей нашу жизнь. Церковь — единственное место, согласно Чеславу Милошу, вдохновившему создателей спектакля, где люди не стоят лицом друг к другу, а созерцают.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27869 от 26 декабря 2018

Заголовок в газете: Комья земли летели в зрителей

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру