19 декабря состоится второе историческое возвращение театра Галины Волчек на Чистопрудный бульвар. С директором Игорем Поповым подходим к новенькому, отсвечивающему белизной зданию с белыми же колоннами.
— Что я знаю, — начинает Игорь Павлович, — вначале прошлого века купец Гуськов, торговавший пушниной, в районе Чистых прудов имел три доходных дома. Однако в 1912‑м он решил вложиться в новый для себя бизнес — выкупил участок земли и построил на нем кинотеатр «Колизей», чтобы и кинематограф приносил ему доход. Первый контракт он подписал с маленьким кирпичным заводиком купцов Пешкова и Рахманова. Кирпичи там делали ручной формовки, на некоторых даже сохранились клейма — Пешков/Рахманов — ты их в фойе увидишь. Когда во время ремонта штукатурку советского времени снимали, обнаружили кирпичную кладку. И автор дизайн-проекта Александр Боровский решил ее оставить, только белой краской покрыл.
Тут, надо сказать, прослеживается фамильная история: известный шрифт написания «Современника» и его афиш в середине прошлого века придумал папа Александра — великий художник Давид Боровский: строгие, без излишеств коричневые буквы на белом фоне. И сын решил весь интерьер строго выдержать в этих же тонах. Поэтому начиная от входной зоны с кассами и заветным окошком администратора до зала и внутренних помещений — все здесь сплошь бело-карее.
В гардеробе — алюминиевые колонны, шпонированные благородным темно-коричневым дубом. В центральном фойе по боковым стенам вообще красота — с пола под потолок два изящных арочных окна. Такие были в дворянских усадьбах. Белое окно смотрит на театральный дворик, а коричневое упирается в глухую стену. О, кстати, а вот в стене и тот самый кирпич с «ъ», маркированный клеймом их производителей: так купцов Пешкова с Рахмановым увековечили в «Современнике».
Безусловным украшением фойе стали три большие, наподобие многослойного кокона, люстры — их детали только в уменьшенном виде повторяют все светильники в театре. «Современник», совсем не богатый на площади в своей зрительской зоне, в ходе капремонта умудрился прирасти новыми метрами. Итак, смотрю, что получает публика? Во-первых, музей, которого прежде не было. Для него из технического помещения над гардеробом убрали все вентиляционные короба, и вот новенькое комфортное помещение уже ждет и архивы, и экспозиции. Из арочного же окна, начинающегося прямо от пола, хорошо видно фойе.
Второе приобретение — буфет: площадь общепитовский точки резко увеличилась за счет появления второго зала. Здесь неправильной формы сводчатые опоры, какие бывают в подвалах старых домов, такого теплого белого тона. Единственное, что смущает, так это высота потолков — мужчинам под два метра и выше явно придется наклонять голову. Но таких, как боксер Валуев или борец Карелин, к счастью, немного.
А теперь святая святых в храме искусств — женский туалет, куда очередь всегда в два раза длиннее, чем в мужской. В «Современнике» «М» и «Ж» махнули местами: слева — дамский, справа — мужской, так что по привычке, смотрите, не перепутайте. В женской комнате вместо восьми теперь четырнадцать кабинок.
Идем на балкон: кресла цвета пенки капучино, когда его размешаешь. Сверху отлично видно, что расстояние между рядами теперь приличное.
— Сколько было и сколько осталось в результате реконструкции мест? — спрашиваю директора.
— Процентов на десять мест уменьшилось: в основном за счет увеличения расстояния между рядами и оттого, что мы полностью отказались от откидных кресел в партере. Сейчас со стульями, которые мы установим по периметру проходов на балконе, в общей сложности мест должно быть 709. Смотри, что у нас еще появилось, — говорит мне Попов, указывая сверху на два последних ряда справа, — они снимаются, и на их место встают инвалидные коляски, много встанет. Теперь люди с ограниченными физическими возможностями в «Современник» смогут попадать по пандусу — он установлен со стороны двора: въезжают и, переехав боковое фойе, оказываются в зале.
Сцена «Современника» тоже вся в обновках — наконец у нее появилась полная нижняя механизация, которой раньше не было и в помине (а кому же она была нужна в кинотеатре?). Пять подъемно-опускных площадок, поворотный круг под залом, и когда нужно будет его использовать, сцену опустят вровень с залом, круг выплывет и с ней же поднимется наверх, как виниловая пластинка. Причем у круга два диаметра — внешний 10 метров, внутренний — семь, они могут двигаться в разные стороны.
Чтобы все механизмы поместились под сценическим пространством, строителям пришлось уходить вглубь, а там — грунтовые воды... Вот из-за них-то в основном, как говорит Игорь Павлович, и задержали переезд с Яузы. В день рождения худрука артисты хоть и переедут, но наладка оборудования будет идти параллельно. Вот и сейчас идет монтаж светового оборудования — группа мужчин в светло-серых комбезах монтируют на фермах и проверяют, как работает новый свет, другие — звук. Штанкеты уже прошли тестирование. Важно: «Современник» открыл собственную электрическую подстанцию — старая не давала нужного объема.
А что после ремонта получают актеры? Идем в актерскую зону: на первом этаже комната, где актеры обычно ждали своего выхода на сцену, расширилась, на месте комната реквизиторов и одна гримерка. Третий этаж считается мужским, четвертый — женским. Гримерки ждут артистов: мебель расставили — столики, зеркала, одна общая вешалка для костюмов вдоль стены, в каждой уборной — кушетка. На зеркалах, где можно смотреться в рост, шрифтом Боровского-старшего вырезано: «Театр Современник». Что ж, осталось только въехать и начать играть. Тем более что артисты не позволят своему худруку не отметить юбилей — гости званы, программа «семейного вечера» (а он именно так назван) уже готова.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Здание по адресу Чистопрудный бульвар, 19а, построено по проекту архитектора Романа Клейна в 1914 году для кинотеатра «Колизей». В нем с 23‑го по 32‑й год работал Первый рабочий театр Пролеткульта, а с 33‑го по 36‑й — театр ВЦСПС. В начале 70‑х к нему пристроили сценическую коробку, и фундаменты обоих зданий, появившихся в разное время, удалось объединить. Вот в него-то торжественно, с разрезанием ленточки, «Современник» переехал в 1974‑м.