Нонна Гришаева сыграла Людмилу Гурченко

"Я буквально шла по лезвию ножа"

Нонна Гришаева вышла на сцену в роли иконы советского кинематографа в спектакле «Людмила Гурченко. Негасимый свет». О «самой ответственной роли» в карьере, о божьих провидениях на репетициях и неиссякаемой любви к Гурченко после премьеры мы и поговорили с Нонной Гришаевой.

"Я буквально шла по лезвию ножа"

— Нонна, как родилась идея спектакля?

— Сначала благодаря автору и близкому другу Людмилы Марковны Алле Зохиной: она написала слова и музыку к авторской программе, которая проходила в Музее-мастерской Людмилы Гурченко в Трехпрудном переулке. И когда мне позвонил Сергей Сенин, супруг Людмилы Марковны, с предложением участвовать в спектакле, я растерялась — у меня уже была назначена премьера «Чайки» в Московском областном ТЮЗе, где я должна играть Аркадину. Как вы понимаете, сложно за один месяц выпустить две премьеры, но когда предлагают роль такого уровня, отказываться нельзя. Все лето мы вместе с Аллой Зохиной перерабатывали материал: две книги Гурченко — «Аплодисменты» и «Люся, стоп». Находясь на отдыхе, каждая из нас выделяла те моменты в книжках, которые хотелось бы прочитать со сцены. А когда уже в Москве мы открыли свои «почеркушки», поняли, что выбрали одни и те же эпизоды.

— Как проходил репетиционный процесс?

— Мы собирались в Музее-мастерской Людмилы Марковны в Трехпрудном переулке, в ее гостиной. Для работы над этим проектом Сергей Сенин собрал всех людей, когда-либо работавших с Гурченко: режиссер Сергей Алдонин, балетмейстер Николай Андросов, Николай Чермошенцев, музыкальный руководитель нашего проекта, автор всех аранжировок, и даже закройщица Надежда Генриховна Сигниенко, которая всю жизнь шила костюмы для Людмилы Марковны. Большое спасибо Сергею, что он привлек всех ее близких к работе над постановкой. У нас действительно сложилась очень теплая, дружеская атмосфера, особенно когда мы все собирались под крышей ее дома.

— А вы лично были знакомы с Людмилой Гурченко?

— Я — единственная, кто не был с ней знаком. С монолога о моем отношении к ней и начинается спектакль. Я с детства обожаю Людмилу Марковну. Она всегда мне казалась жизненным ориентиром в том, какой должна быть актриса. Если вообще и быть актрисой, то только такой, как она: уметь и петь, и танцевать, быть и драматической, и комедийной, блистать и на сцене, и в кино. Я всегда на нее равнялась, но лишь однажды за кулисами она прошла мимо, моя недосягаемая звезда и любовь, а я так и не решилась подойти.

— Испугались? Как это было, помните?

— Кончено, испугалась. Я была еще студенткой. Мой однокурсник Миша Дорожкин играл с ней в спектакле «Поле битвы принадлежит мародерам» в Театре сатиры. Собственно, благодаря ему я смогла увидеть ее на сцене: в те годы у меня не было денег на билет.

— В итоге у вас получился драматический спектакль с музыкальными вкраплениями?

— Скорее музыкальный спектакль на драматической основе, хотя музыки и правда много. В основном это песни Аллы Зохиной, написанные специально для этого проекта, но есть и песни из репертуара Людмилы Марковны.

— Будучи поклонницей творчества Людмилы Гурченко, наверное, крайне непросто взять на себя смелость представлять ее со сцены. Был психологический барьер?

— Для меня это была колоссальная ответственность. Если честно, я до сих пор не понимаю, как у меня это вышло. Когда что-то не получалось, я чувствовала, что она будто помогает мне. Порой мы размышляли с хореографом над мизансценами, и я сама предлагала какие-то варианты — причем я совсем не режиссер, просто чувствовала, что здесь надо выйти с чемоданом, а здесь начать монолог «О золотом орле». Будто кто-то подсказывал.

У нас многонаселенный спектакль: живой оркестр под руководством Николая Чермошенцева, молодежная группа «Квинч», занимающаяся музыкальным сопровождением, и, конечно, балет. Как вы знаете, Людмила Марковна очень большое внимание уделяла танцу. Моими партнерами по сцене стали Сергей Фролов, который играет папу Людмилы Марковны — Марка Гавриловича, и 2 маленькие актрисы из «Домисолек». Одна из них играет маленькую Люсю, а вторая — маленькую Машу, дочку Людмилы Гурченко.

— Работая над образом, вы копировали знаменитую пластику и мимику Людмилы Гурченко или старались играть по-своему?

— Я буквально шла по лезвию ножа. Ни в коем случае нельзя было скатиться в пародию. Я один-единственный раз показывала Людмилу Марковну в шоу «Один в один», и то задача была не спародировать, а сделать точь-в-точь. Я настолько ее люблю, что делать очередную поверхностную историю было бы кощунством с моей стороны. В нашем спектакле я лишь слегка касаюсь ее манеры.

— То есть это не то, что делает Александр Песков?

— Ни в коем случае. Даже близко. Когда собираются люди, которые ее любили и продолжают любить, все рождается само собой. Душа Людмилы Марковны помогала нам творить. Самый главный комплимент о проделанной работе мне сделал ее супруг: после премьеры он тихонько подошел ко мне и произнес слова, которые сейчас даже неловко повторять. Он сказал: «Я часто ловил себя на мысли, что за время действа произошла реинкарнация».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27856 от 11 декабря 2018

Заголовок в газете: Гришаева сыграла незнакомую Гурченко

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру