— Почему вы решили создать памятник Солженицыну?
— В истории России, в ее культуре немало ярких, выдающихся и совершенно разных политических и общественных деятелей, о которых идут споры до настоящего времени. И все они оказали влияние на ход нашей истории. Вспомним, к примеру, Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерину Великую, Александра III, Столыпина, Ленина и многих других. Фигуры, противоречивые и непротиворечивые, связаны единой нитью истории и составляют многообразную, я бы сказал, многоликую, биографию нашей страны.
Роль Александра Исаевича в истории России велика. Он владеет умами многих людей в нашей стране и за рубежом. Министерство культуры объявило конкурс, на котором было представлено около 30 проектов. Меня тоже это заинтересовало, поскольку я давно и много размышлял об этой яркой личности. Поэтому, когда возникла необходимость воплотить этот образ в скульптуре, я в принципе был уже готов к такой работе.
— Сколько времени ушло на работу?
— В целом от работы над эскизами до воплощения памятника в материале и установки прошло 1,5 года. Можно сказать, потрачено не так много времени. Но в прошлом году состоялось открытие памятной доски Александра Исаевича. Так что здесь было время подумать над идеей произведения, изучить архивные материалы.
— А с Наталией Дмитриевной Солженицыной советовались?
— Да, конечно. Мы с ней много беседовали, смотрели вместе фотографии, она рассказывала об Александре Исаевиче. Это очень важный аспект в работе над художественным образом. Я всегда стараюсь изучить как можно больше биографического материала. Таков мой метод работы. Так же я действую, когда создаю обычный портрет. Через изучение жизни героя скульптуры, через общение с близкими ты приходишь к более глубокому пониманию его творчества, мировоззрения, гражданской позиции и той меры психологизма, которая необходима в том или ином монументе, памятнике. А когда я лепил скульптуру в натуральную величину, ко мне в мастерскую приезжали Наталья Дмитриевна с сыном Степаном. Мы обсуждали и портретное сходство, постановку фигуры, поворот головы, детали одежды.
— Какой образ Солженицына вы хотели представить?
— Для меня в первую очередь важно было создать образ гражданина, посвятившего свою жизнь служению Родине. Вместе с тем Александр Исаевич любил общаться с простыми, обычными людьми и ценил их мнение. Поэтому в образе писателя я стремился подчеркнуть в том числе и его простоту.
Основная пластическая идея состоит в том, что Солженицын изображен стоящим в привычной для него позе, держа руки за спиной. Он даже работал стоя. В данном случае эта поза имеет два смысла, поскольку она также является традиционной для заключенных. Большое значение в пластическом и смысловом плане имеет сложное решение постамента, который состоит из гранитной и бронзовой частей. Выглядит он так, словно бронзовая часть прорывается сквозь гранит, ломая его, и, таким образом, через этот разлом появляются два любимых, близких Солженицыну образа, задуманных еще в заключении, — Ивана Денисовича и Матрены. Этот разлом олицетворяет и судьбу самого писателя, который вырвался на свободу и написал, создал то, что задумано было в лагере. Как мы знаем, Александр Исаевич всю свою жизнь находился в противоречии с окружающим миром, многое видел по-своему. Но, несмотря ни на что, как сквозь гранит, прорвался, разрушил эту чуждую атмосферу вокруг себя, пробился к обществу и заслужил уважение многих людей в России и за рубежом. Постамент призван дополнить, обострить образ писателя, получившего мировое признание и ставшего нобелевским лауреатом.
— Что для вас Солженицын?
— Для меня Солженицын — образ сильного человека, отстаивавшего всегда свои убеждения. С твердым характером и неприятием лжи, фальши, беззакония. Это выдающийся писатель и мыслитель в широком смысле слова.