Ноги «премиального скандала» растут из другого — случившегося два года назад. Был ГЦСИ — музей с сетью филиалов по стране, где ковалось современное искусство. Активный игрок на арт-сцене, отличавшийся смелостью и свободолюбием. Выращенный энтузиастами музей вот-вот должен был получить новое здание — проект собственного центра Помпиду успели утвердить, а первый камень на Ходынке в 2014 году заложили мэр Сергей Собянин и министр культуры Владимир Мединский. Однако в 2016-м Минкультуры вдруг припаяло ГЦСИ к министерскому музею РОСИЗО, со всем его бюрократическим аппаратом и коллекцией соцарта. Возглавил гидру о двух головах 43-летний чиновник, военный по образованию Сергей Перов. Человек не из музейной среды, а управленец. Что из этого вышло?
Идея Минкульта по превращению РОСИЗО в глобального музейного оператора пока ни на шаг не приблизилась к осуществлению. Международных проектов — ноль. Выставочная деятельность в России — вялая. Проекты свертываются из-за недостатка финансирования. В сентябре Перов заявил, что музея на Ходынке не будет ушел. Два месяца назад и.о. директора в сложносочиненном музее стала его зам, выпускница Суриковского института 34-летная Вера Лагутенкова. Минкультуры поставило ей задачу — подготовить концепцию развития музейного объединения. Однако вместо гениального плана Лагутенкова выдала сотрудникам РОСИЗО премии на 15 млн рублей. В общем, оказалась из молодых да ранних.
И если бы «щедрая душа» раздала премиальный фонд рядовым искусствоведам, получающим по 64,5 тыс. в РОСИЗО (средняя зарплата по организации). Тем, кто готов еще свои вложить, чтобы напечатать книжку или открыть выставку… Но крупная сумма «распилилась» между несколькими руководителями РОСИЗО. Назовем этих людей — должна же страна знать своих героев: глава дирекции Государственного центра современного искусства, входящего в состав РОСИЗО, Майя Хнеркова (3,38 млн руб.), советник гендиректора РОСИЗО Максим Кобенко (6,44 млн руб.) и руководитель дирекции по финансово-экономической деятельности Александр Бутков (6,77 млн руб.). Плюс 3,5 миллиона себе любимой.
К счастью, попытка взлететь на «золотом парашюте» с треском провалилась. И когда это случилось, пресс-служба РОСИЗО на голубом глазу сообщила: премии выданы «за плодотворную эффективную работу» — привлечение негосударственных средств в объеме 281 млн руб. Еще и добавили: «Премия была выплачена большому числу сотрудников», а в реальности деньги ушли меньшинству, а большинство — подвижники музейной работы — растеряло остатки энтузиазма.
И вот в РОСИЗО новое начальство — экономист Софья Грачева. 6 декабря она вместо Лагутенковой представляла концепцию развития музея в Минкультуры. За пару дней выпускница Петербургского экономического института (СПбУЭиФ) придумала две стратегии: усилить работу с региональными музеями, увеличить количество совместных проектов (например, с раскрученным проектом «Россия — моя история»).
Какой бы честной и старательной ни оказалась Грачева — менеджер есть менеджер. Сможет ли экономист вывести музей из кризиса? Еще год назад музейщики на собрании Союза музеев России в своем заявлении «признали недопустимым и опасным нарастающую тенденцию сведения сути музейной деятельности к «оказанию услуг по организации отдыха и развлечений» и, как следствие, последовательное выдавливание музеев в сектор свободного рынка». Как заметили участники собрания: «Результаты музейной деятельности не могут измеряться в рублях и миллионах посетителей». Культура — это не бухгалтерия. И неудачный брак РОСИЗО и ГЦСИ тому доказательство.