Но стоит пройти через величественные ворота, эффектно занавешенные красным бархатным занавесом, украшенные театральной люстрой, и сразу попадаешь в заповедную зону тишины и покоя. Минуешь кордон охраны, проходишь по световому коридору, чувствуя себя как на подиуме. Хотя в Каире все спокойно. Уже нет колючей проволоки на улицах в районе площади Тахрир, вывели бронетранспортеры. Но автоматчики в масках охраняют отели, многие важные объекты. Величественное белое здание, увенчанное куполом, и стало кинотеатром на десять дней. Пригласительный билет на церемонию закрытия пришлось предъявлять не менее 15 раз.
Звездная дорожка тщательно ограждалась даже от тех, кто их имел. В закрытой зоне, напоминавшей манеж, позировали перед камерами египетские красавицы, удивляя смелыми нарядами. Декольте и разрезы достигали опасной черты, опасно открывая грудь и ноги. Но жертвой ревнителей нравственности стала только актриса и модель Рания Юсеф. Она пришла на церемонию в черном платье, прозрачном, как сеть. Это и вызвало недовольство группы адвокатов. Они требуют наказания за аморальное поведение и попрание нравственности. 12 января состоится суд, актрисе грозит пятилетнее заключение. Но в дни фестиваля под открытым небом показывали египетские фильмы 1960-х, где актрисы появлялись в открытых платьях, обнажавших их плечи и ноги, и выглядели весьма пикантно и удивительно для арабского кино, вернее, нашего о нем представления.
Рания Юсеф родилась в Каире в 1973 году в семье офицера и стюардессы. 1 декабря ей исполнилось 45 лет. Она начинала как модель, стала актрисой. Была замужем за египетским продюсером Мохаммедом Мохтаром. У нее две дочери. После развода анонсировала свое бракосочетание с египетским бизнесменом. Можно найти массу ее фотографий, на которых она настоящая дива. Теперь она принесла свои извинения за свой внешний вид, но история на этом не закончилась.
Помимо десяти картин, входивших в программу «Фокус российского кино», организованную киноведом из Франции Коринной Даниэлу, было еще несколько фильмов, имевших непосредственное отношение к России. Так, в конкурсе короткометражек участвовали 19-минутная «Мама» Владимира Котта, представленная, правда, от Эстонии и снятая на эстонском языке, анимационная лента «Чик-чирик» (11 мин.) Жанны Бекмамбетовой. А в международном конкурсе — снятая частично на русском языке картина «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова, создавшего в Казахстане движение «Партизанское кино», — ее по принципиальным соображениям снимают почти без бюджета. Конкурировал с ней «Хрусталь» Дарьи Жук о лихих 90-х, представленных в солнечном свете, несмотря на все ужасы жизни. Дарья Жук — уроженки Минска, живущая в США. В ее картине снимались актеры из России и участвовал продюсер с российской стороны. «Донбасс» Сергея Лозницы с актерами екатеринбургского «Коляда-театра» в главных ролях получил награду жюри за режиссуру. В международной панораме участвовали «Подбросы» Ивана Твердовского-младшего и «Сулейман гора» Елизаветы Стишовой, снятая в Киргизии на киргизском языке.
В Международной неделе критиков победила «Ага» (Болгария–Германия–Франция) болгарского режиссера Милко Лазарова, снятая в Якутии с участием якутских актеров и на их родном языке. Но награда отправлена не в Якутию, а на родину режиссера, а получать ее вышел французский продюсер Гийом де Сиель.
Во внеконкурсном показе показали перемонтированную на тридцать процентов после Каннского фестиваля «Айку» Сергея Дворцевого. И надо сказать, что дотошная его работа по доведению фильма до совершенства достигла результата. Сыгравшая в ней роль киргизской женщины, приехавшей на заработки в Москву, казахстанская актриса Самал Еслямова (в Каннах стала «Лучшей женской ролью») вошла в состав главного жюри Каирского фестиваля. Картина минималистична, снималась в Москве в полуподвалах и подворотнях, на улицах и в одной ветеринарной клинике и, казалось бы, не требовала безумных постановочных средств. Однако в числе ее производителей — Россия, Польша, Германия, Казахстан, Китай. В России картину еще не видели, зато она путешествует по миру и после Канн побывала в Алма-Ате, Варшаве, теперь и в Каире.
Главную награду «Золотая пирамида» жюри под руководством датского классика и дважды лауреата Каннского кинофестиваля Билле Аугуста присудило уругвайскому режиссеру Альваро Брехнеру за «12-летнюю ночь», события которой происходят в начале 1970-х. Одним из героев становится Хосе Мухико, который годы спустя станет президентом Уругвая. В сентябре документальный фильм о нем представил на Венецианском кинофестивале Эмир Кустурица.
«Серебряной пирамидой» отмечен «Донбасс» Сергея Лозницы — за режиссуру (основанный на найденных в Интернете роликах о жизни на востоке Украины). Аналогичный приз досталась и таиландскому режиссеру Пхуттипхонгу Ароонпхенгому за «Морского дьявола». «Бронзовая пирамида», вручающаяся за первые и вторые работы начинающих кинематографистов, у британского режиссера Джейми Джонса за картину «Подчиняйся». А в программе современного арабского кино отметили «Фетву» из Туниса. Убит молодой человек. Попрощаться с ним приезжает отец, живущий во Франции, и вместе с бывшей женой узнает много нового о погибшем сыне, связанном с исламским радикализмом. Картина тонко сделана и погружает зрителя в тягучее и терпкое течение жизни арабской страны. Собственно, ради таких фильмов и стоит ехать на Каирский фестиваль, и не тратить там время на европейское или американское кино — ими переполнены другие фестивали мира.
Конкурсная картина «Третья жена» вьетнамского режиссера Нгуен Фыонг отмечена жюри за артистическую контрибуцию. В ее основе события XIX века. 13-летнюю девочку Мэй выдают замуж за зрелого мужчину, у которого уже есть две жены и несколько детей. Тонко и чувственно показан семейный уклад, то, как в юном существе пробуждается сексуальность. Мэй становится матерью, детская впечатлительность сменяется совсем другими настроениями.