Ярмарка с итальянским акцентом: от биографии Оруэлла до "Тюремных записок"

Читателей ожидает несколько уникальных биографий

28 ноября в Центральном Доме художника открывается ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Книжный форум пройдет в юбилейный, двадцатый раз. В этом году почетным гостем станет Италия. Как рассказали «МК» в пресс-службе ярмарки, в Москву приедут шестнадцать итальянских писателей. Многим из них не чужда русская история. Например, Роберто Пацци еще в 1985 году опубликовал роман «В поисках императора» — о последних днях Николая II. В России книга вышла к столетию расстрела царской семьи.

Читателей ожидает несколько уникальных  биографий
Фото: moscowbookfair.ru

Событием ярмарки станет презентация книги искусствоведа Николая Пунина «В борьбе за революционное искусство». Этот труд один из ярких представителей авангарда написал в начале 1930-х годов, но для широкой публики сочинение издается впервые. Презентация будет приурочена к 130-летнему юбилею Пунина. Кроме произведений самого автора читатели оценят и его биографию, которую написала искусствовед Наталья Мюррей. Книга «Невоспетый герой русского авангарда» — первая биография Пунина на русском языке. Между тем жизнь и творчество ее героя могло бы стать сюжетом полнометражного фильма. Чего стоит роман Пунина с Анной Ахматовой, который стал одной из причин раздора великого поэта (Ахматова терпеть не могла, когда ее называли поэтессой) с сыном! К тому же Пунин успел недолго побывать советским чиновником и главой отделения новейших течений в искусстве Русского музея, пытаясь спасти коллег от репрессивной советской машины. Однако себя Пунин не уберег. В 1953 году он умер в Абьезском лагере.

Тема неволи и искусства нашла отражение и в двух книгах диссидента Сергея Григорьянца: «В преддверии судьбы. Сопротивление интеллигенции» и «Тюремные записки». Их автор известен не только как бескомпромиссный борец с советским режимом, но и как коллекционер произведений искусства. В его собрании есть картины Репина, Врубеля, Кандинского, Дали, учеников Леонардо да Винчи и многих других выдающихся художников. Собирать живописные полотна начал еще прадед Григорьянца. Традицию продолжили другие члены семьи. Шедевры могли сгинуть после того, как в 1975 году свободолюбивого коллекционера арестовал КГБ. Едва ли не половину картин органы конфисковали, но уничтожать не стали, а передали музеям. Откуда Григорьянцу их удалось вернуть только в 1990-х. Свои злоключения он описал в двух автобиографических книгах.

Вообще, биографии великих — как всегда в тренде. Тут и книга Вячеслава Недошивина «Джордж Оруэлл. Неприступная душа», и остросюжетная история от американского журналиста Бенджамина Балинта «Кафка. Жизнь после смерти». Как известно, писатель завещал уничтожить свои сочинения, но этого, к счастью, не сделали. Правда, пришлось собирать по крупицам кафкианское наследие. Долгие годы шла борьба за архив «великого невротика». Так что читателям явно будет нескучно.

Двадцатый век до сих пор остается самой притягательной эпохой для исследователей. Причем все его этапы. Особого интереса заслуживает книга «Время колоть лед» — беседы журналистки Катерины Гордеевой и актрисы Чулпан Хаматовой о времени и о себе. В этом вдумчивом разговоре совсем иначе осмысляются 1990-е. Заклейменные телепропагандой «лихими», здесь они предстают годами надежд и свершений.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27845 от 28 ноября 2018

Заголовок в газете: Ярмарка с итальянским акцентом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру