Главные награды фестиваля в Онфлёре ушли человеку, удивившему женщин

Вдова Оскара Рабина привезла в Нормандию его картины

Только женщины-кинематографистки из Франции входили в жюри 26-го Фестиваля российского кино в Онфлёре. Единогласно они отдали Гран-при картине «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Но и этого им показалось мало. Гендерным особенностям и был посвящен этот киносмотр, а его эмблему в виде мишки украсил белокурый девичий парик.

Вдова Оскара Рабина привезла в Нормандию его картины
Российские продюсеры Екатерина Филиппова и Наталья Мокрицкая с женским жюри Франции.

Награды за лучшие мужскую и женскую роли получили Евгений Цыганов и Наталья Кудряшова, сыгравшие в «Человеке, который удивил всех» мужа и жену, переживших несостоявшуюся смерть одного из них, не понятую никем мнимую смену пола. Приз за сценарий получила еще одна из семи конкурсных картин — «Подбросы» Ивана Твердовского-младшего. Остальные остались без внимания жюри. Таковы издержки засилья женщин. Регламент некоторых фестивалей содержит оговорку: нельзя все награды вручать одной картине. Особенно если она получает Гран-при, что само по себе предполагает высокую оценку многих составляющих фильма.

Церемония награждения началась с выхода гладиаторов. В них нарядились жители города, среди которых выделялся впечатляющим ростом местный парашютист. Костюмы нашли с трудом. А понадобились они в знак поддержки фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова» Евгения Шелякина, открывавшего фестиваль. Алексей Гуськов, сыгравший там гладиатора курортного парка аттракционов, появляется примерно в таком облике. Жители Онфлёра и окрестностей участвовали в конкурсе на лучший слоган фильма. В числе троих победителей оказался и кюре соседнего городка.

Памятная табличка брата Харви Вайнштейна.

На протяжении многих лет эмблемой фестиваля остается голова красного мишки — некая шутка по поводу стереотипа о России как о стране медведей. В этом году на него напялили парик, подчеркнув женский фокус фестиваля. Жюри было сплошь из французских кинематографисток, включая нашу бывшую соотечественницу Динару Друкарову. Президентом обреченных на гендерное одиночество женщин стала франко-канадская актриса Габриэль Лазюр. Она очень популярна во Франции. Как раз в эти дни идет сериал с ее участием. Мэр города считает, что появление женского жюри оправданно, поскольку Онфлёр по недавнему опросу населения назван самым романтичным городом Франции. Габриэль Лазюр призналась, что никогда не была в России, но те пейзажи, которые она увидела в наших фильмах, напомнили ей родной Квебек.

За наградами жюри поднимались на сцену только женщины — продюсеры двух российских фильмов. Разбавили женское царство лауреаты-мужчины. Артем Темников получил приз зрителей за фильм «Кровь». Владимир Битоков отмечен местным департаментом за дебют «Глубокие реки». К почетной статуэтке прилагалась денежная сумма, и это большая радость для режиссера, который в родном Нальчике вынужден зарабатывать на жизнь не полученной от Александра Сокурова режиссерской профессией, а тем, что работает водителем. Владимир Битоков вышел на сцену в теплом шарфе своего коллеги Александра Котта. Его шутку о том, что так должен выглядеть истинный житель Нормандии, поддержала продюсер Наталья Мокрицкая, укутавшаяся в тот же шарф.

Президент жюри - актриса Габриэль Лазюр.

Любопытно, что в соседнем городке Довилле установлены памятные таблички на исторической набережной в честь американских кинематографистов, участвовавших в фестивале американского кино. Среди упомянутых на них имен — Боб Вайнштейн. А вот его знаменитого брата Харви около года назад мэрия города лишила этой привилегии. Упоминание его имени исчезло. И все из-за женщин. Об их правах в кинематографе в дни фестиваля говорили и на круглом столе. Правда, проводил его мужчина — знаменитый отборщик Каннского кинофестиваля Жоэль Шапрон. Выяснилось, что в 2016 году во Франции представительницами слабого пола снято двадцать процентов картин. А у нас на главном национальном кинофестивале «Кинотавр» за 29 лет его существования только трижды побеждали женщины. Одна из них — Оксана Карас — участвовала в конкурсе Онфлёра с картиной «У ангела — ангина». Продюсер Наталья Мокрицкая, приехавшая в Нормандию с тремя фильмами, заметила, что предпочитает работать с мужчинами. При этом она мечтает сделать жесткую феминистскую драму о взаимоотношениях женщин с гинекологами в России и во Франции. Сценарист и начинающий режиссер Марина Сасина, работающая в игровом и сериальном кино, написавшая сценарий лучшего фильма Веры Глаголевой «Одна война», рассказала, что из 15 женщин и 2 мужчин с ее курса во ВГИКе только трое работают сценаристами. Ни один мужчина не занимается тем, чему его учили. Жоэль Шапрон вспоминал, как Кира Муратова была недовольна тем, что приходится участвовать в одном из фестивалей женского кино. Ей хотелось признания в режиссерской среде, а не среди женщин. Он напомнил о том, как 30 лет назад на Каннском кинофестивале предприняли попытку показывать отборщикам фильмы без титров, чтобы не довлели авторитеты и знаменитые имена, а выбор осуществлялся исключительно по качеству увиденного. Теперь, несмотря на разговоры о том, что должно быть равное представительство кино, сделанного мужчинами и женщинами, такого рода селекция исключена. Киновед Ситора Алиева добавила, что подобные разговоры утрачивают всякий смысл в свете того, что в Австралии признали так называемый третий пол. Речь идет о людях, которые не причисляют себя ни к женщинам, ни к мужчинам, кто-то указывает в графе «пол» — «они».

Работы Оскара Рабина, привезенные его вдовой.

В документальной программе вручена награда по результатам зрительского голосования. Победил «Оскар» Александра Смолянского и Евгения Цымбала о недавно ушедшем художнике Оскаре Рабине. 90 минут о 90-летнем человеке — ценнейший материал. На показ приехала его вдова Татьяна и привезла несколько работ Рабина и одну картину его погибшего сына Александра. Сама страшно переживала весь вечер, так что пришлось после него сразу же уехать в Париж. Награду получал Александр Смолянский, живущий в Берлине и ставший автором идеи этой картины. Специально для Онфлёра он смонтировал пятиминутный эпизод в память о покойном Рабине и показал его как эпилог большого фильма.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27843 от 26 ноября 2018

Заголовок в газете: Человек, который удивил женщин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру