Третьяковская премия делалась, как говорится, на коленке, зато с душой и выдумкой. Сам факт ее появления говорит о том, что с существующими наградами что-то пошло не так. Уже давно шепотом обсуждают ангажированность и герметичность арт-смотров, которых ко всему прочему можно сосчитать по пальцам одной руки. Третьяковская же премия имеет принципиально новый, нестандартный формат. Главный принцип награды — полная свобода творчества и независимость — соблюден от и до. Начиная с того, что один из членов жюри выбирался онлайн-голосованием, в котором мог поучаствовать любой желающий. Народ выбрал художника Сергея Катрана. В составе жюри, кстати, только художники: помимо народного эксперта это Алексей Кузько, Роман Минаев, Наталья Тимофеева и Анна Третьякова. Единственное правило — не голосовать за свои проекты. Победителя одной из номинаций — «Набор художника» — также определяла публика. Призы у Третьяковской премии тоже народные. По мнению авторов, награды must-have современного художника — витамины, вино, презервативы, кошачий корм, «Тройка» и набор кистей. Вещи, как ни крути, полезные.
С юмором создатели альтернативной награды подошли и к выдумке самих номинаций. Кроме главной, «Проект года», без которой еще не обходилась ни одна арт-премия, была, например, номинация «Тусер года». Самое смешное, что победительница Анна Высочина, которая, как говорят организаторы, за год не пропустила ни одной арт-тусовки, умудрилась заболеть как раз накануне вручения награды (желаем Анне скорейшего выздоровления). Впрочем, другая номинация — «Особый случай» (или «Нереализованный проект года»), скорее вызывает печаль. Здесь победа досталась арт-форуму «Аланика», который проходил во Владикавказе с 2007 года десять лет кряду, но потом был закрыт — власти отказались его финансировать. За это время симпозиум превратился из локального события в крупный международный проект, в рамках которого проходили лекции, дискуссии, выставки, работали арт-резиденции. Теперь же — се-ля-ви! «Денег нет, но вы держитесь».
В основной номинации первый приз получила Варвара Гранкова за инстаграм-проект «Ненасилие», который живьем можно было увидеть этим летом в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Проект стал реакцией художницы на откровения жертв насилия и их обсуждение в соцсетях: одни люди сопереживают пострадавшим, другие нападают на них. «Голую правду» о насилии, моральном и физическом, художница превратила из крылатого выражения в наглядный терапевтический фотопроект. На телах обнаженных жертв Гранкова сначала писала травмирующие их фразы или события, случившиеся с ними. Затем стирала «больную тему» и заменяла позитивными словами, полными надежды и любви. За свой социальный эксперимент Варвара получила от Третьяковской премии возможность проживать в арт-резиденции в Раменском районе.
Кстати, призовые статуэтки члены жюри Третьяковской премии делали сами. Каждый придумал свою, даже несколько. Из них получилась отдельная выставка, которую представили в центре зала «Оливье», где проходило вручение премии. На столе можно было найти самые неожиданные призы для победителей. Например, игрушечный «Оскар», обмотанный желтой изолентой, «Вулканический салют» (слепок руки из силикона) — популярный жест из сериала «Звездный путь», обозначающий «живи и процветай», котика с выпавшим глазом, «золотой» банан. И даже использованный набор для садо-мазо: наручники и кожаный кляп со следами зубов. Однако несколько статуэток не дошли до своих лауреатов. Говорят, их украли.