Портреты Елизаветы II, Шаляпина и Бенуа показали в Москве

На выставке художника Сорина собрали его лучшие работы

Ему позировали королевские особы, миллионеры, политики и знаменитости. Однако иной раз обласканный вниманием знатной публики портретист выбирал в модели простых людей с неординарной внешностью. Савелий Сорин из тех, кто всегда плыл против течения, без оглядки на критиков и моду. Несмотря на прижизненное признание, сегодня в России о художнике-эмигранте вспоминают не часто. Эту несправедливость исправляет галерея «Наши художники», собрав на выставке Савелия Сорина его лучшие работы со всего света.

На выставке художника Сорина собрали его лучшие работы

тестовый баннер под заглавное изображение

Основанная в 1995 году галерея «Наши художники» сделала своей миссией возвращать полузабытые имена художников русского зарубежья. Новое открытие — портретист Савелий Сорин, художник, который всегда шел своим путем, вопреки всему и вся. Сорин родился в небогатой еврейской семье в городке Полоцке (Витебская губерния) в 1878 году, в черте оседлости. 15-летним мальчишкой ушел из дома, чтобы учиться рисованию. Отец был портным, и не одобрял интересов сына. Но вопреки родительской воле Савелий поступил сначала в Одесскую рисовальную школу, а потом в Императорскую академию художеств, в мастерскую Ильи Репина. В разгар событий 1917 года ему пришлось покинуть родину: через Крым попадает в Европу, а Вторая мировая приводит его в США. Он успел получить славу модного художника еще в России, но расцвет его творчества пришелся на годы эмиграции.

Отношение к его творчеству было неоднозначным. Так, художница Антонина Любимова, подруга Анны Ахматовой, назвала его портрет поэтессы «рисунком для конфетной коробки». Зато биограф Ахматовой — Михаил Латманизов — считал работу прекрасной. Очевидно, дело тут снова в этом пресловутом «вопреки». Когда другие художники уходили в абстракцию, шокировали публику принципиально новыми идеями и формами, Сорин, наоборот, все больше обращался к реализму. Но все признавали его великолепную технику — тонкую, ювелирную, его манеру отличает строгость и острота линий.

— Сорин создал за свою жизнь около тысячи работ, мы собрали на выставке самое лучшее — 28 вещей из девяти музеев и двух частных собраний, — рассказывает основательница галереи Наталья Курникова. — В основном выбрали работы в его фирменной графической технике — карандаш, сангина, пастель, темпера, гуашь, акварель.

Сорин очень рано выбрал для себя главным жанром портрет. Маслом он писал только в ранние годы. На выставке можно найти один из примеров такой работы — портрет Екатерины Пешковой, жены Горького. А в каталоге, выпущенном к проекту, есть и портрет самого писателя, ныне хранящийся в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско. Большинство портретов исполнены на бумаге, наклеенной на холст. Эта техника позволяла Сорину отражать мельчайшие детали, создавать тонкие психологические портреты. У Сорина почти отсутствует фон, часто его нет вовсе и даже одежда набросана лишь схематично. Зато лицо, особенно глаза — зеркало души — выписаны с невероятной точностью. Сохранена даже природная асимметричность.

Таков портрет князя Сергея Оболенского, полковника Кавалерийского полка. Или журналиста Соломона Полякова-Литовцева. Или князя Сергея Волковского, директора Императорских театров. Княгиня Ольга Орлова, чей высокомерный величественный образ знаком каждому по знаменитому портрету Серова, тоже написана очень тонко — без лишних деталей, сплошная психология личности. Визитная карточка Сорина в России — портрет коллекционера Веры Тищенко выписан в той же манере. Среди моделей Сорина находим самых-самых: балерину Анну Павлову, основателя конституционно-демократической партии Павла Милюкова, жену банкира-миллионера деловую даму Аделаиду Кан, балетмейстера Михаила Фокина, пианиста Григория Гуревича, художника Александра Бенуа, певца Федора Шаляпина и его дочерей Дасию и Марию… Не раз Сорина нанимал британский монарший дом. В его презентационном альбоме есть портрет принцессы Йоркской, ныне правящей королевы Великобритании Елизаветы II. Оригинальный ростовой портрет хранится, очевидно, в Букингемском дворце.

Впрочем, Сорин писал не только сильных мира сего. Иной раз он находил колоритных персонажей случайно и приглашал в свою мастерскую. На выставке есть такой портрет, он выделяется на фоне других. Девушка с усталыми томными глазами, и, наверняка, непростой судьбой. В руках папироса, рядом рюмка. Образ напряженный и мощный.

— Сорин увидел ее в кафе, предложил написать, — рассказывает Курникова. — Она поначалу отказалась, но потом подошла к столику и попросила посмотреть его работы. Согласилась. Художник пригласил ее в свою мастерскую в 8 утра. Думал не придет, а она пришла.

При жизни Сорин провел около 60 выставок. После вернисажа в Лондоне он получил немало заказов от британской королевской семьи. А когда перебрался в США, к нему выстраивались в очередь высшие круги американского бизнеса — Каны, Дюпоны, Асторы, Вулворты, Меллоны. Работы Сорина вошли в собрания Метрополитен-музей и Фрик Коллекшн в Нью-Йорке, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Люксембургский музей в Париже. Немало работ находится в Монако — супруга художника Анна Сорина дружила с Грейс Келли, многие вещи оставила подруге. Есть работы портретиста и в России — в Третьяковке, Русском музее. Единственная персональная выставка Сорина на родине состоялась 45 лет назад, когда вдова мастера передала в дар советским музеям 30 произведений. С тех пор на родине художника о нем вспоминали редко, пока затянувшуюся паузу не нарушила галерея «Наши художники». Возможно, после этого проекта музейщики вспомнят о мастере психологического портрета и достанут из запасников его шедевры.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27835 от 16 ноября 2018

Заголовок в газете: Тихая слава громкого художника

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру