— Это исключительная по своему уровню и замыслу выставка, которая для нас была огромной вехой на серьезном и очень сложном пути, — сказала директор ГТГ Зельфира Трегулова во время видеомоста «Россия—Ватикан», который состоялся в преддверии открытия. — Во время визита Владимира Путина в Ватикан в 2013 году состоялась встреча с папой римским Франциском I, и во время нее была выдвинута идея организовать две обменные выставки.
Итогом визита Президента РФ в Ватикан стала выставка Roma Aeterna в ГТГ, где были показаны 42 шедевра — произведения Беллини, Рафаэля, Караваджо и других великих итальянских мастеров. По словам директора Третьяковской галереи, выставку посетило около 200 тыс. человек за три месяца. Ответный проект России в Ватикане обещает пользоваться не меньшим успехом, тем более что место для показа шедевров выбрано знаковое и нестандартное. Крыло Карла Великого собора Святого Петра на самом деле не предназначено для экспонирования искусства, однако это место, которое не обойдет стороной ни один турист, а вход на выставку будет бесплатным. Меры предосторожности и логистика беспрецедентны, отметила Зельфира Трегулова.
Куратор проекта Аркадий Ипполитов отказался от хронологического принципа показа шедевров. Экспозиция будет построена как диалог двух традиций: древнерусского искусства и живописи второй половины XIX — первой трети XX века.
— Речь пойдет о русском духе, — сказал Ипполитов. — Выставка начинается с иконы Дионисия и завершается иконой ХIV века. Но акцент сделан на живописи ХIХ века, которая наиболее полно собрана в Третьяковской галерее и не очень известна за рубежом. Так ее еще никто не представлял…
Искусство передвижников, помещенное в контекст русских икон, представлено в новом ракурсе и обнаружит интересные связи и параллели. Специально для выставки подготовлен каталог, в который вошли статьи специалистов, где эти связи будут обоснованы с искусствоведческой точки зрения. Так, картина «Неутешное горе» Ивана Крамского окажется напротив иконы «Не рыдай Мене, Мати», а его же «Христос в пустыне» — рядом с «Христом в темнице», деревянной скульптурой XVIII века из Перми. Сольвычегодская икона «Видение Евлогия» вступит в диалог с картиной «Над вечным покоем» Исаака Левитана, а «Страшный Суд» XVI века — с «Черным квадратом» Казимира Малевича. Завершается выставка «Несением креста» Михаила Нестерова и иконой XVI века «О Тебе радуется» — символами народного единения в мирской и духовной жизни.
Среди шедевров, которые будут представлены в Ватикане, — картины «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и «Перед исповедью» Ильи Репина; «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» и «Утопленница» Василия Перова; «Что есть истина? Христос и Пилат» и «Голгофа» Николая Ге; «Демон (сидящий)» Михаила Врубеля; «Троица» Наталии Гончаровой; «Москва. Красная площадь» Василия Кандинского; «Купание красного коня» и «1918 год в Петрограде» Кузьмы Петрова-Водкина. На единственном портрете в исполнении Василия Перова изображен Федор Достоевский, многое определивший в русской культуре.
— Всему Риму не терпится посмотреть на искусство, которое малоизвестно за рубежом, — отметила в ходе видеомоста директор Музеев Ватикана Барбара Ятта. — Эта выставка позвонит нам познакомиться с произведениями, которые крайне редко покидали Россию. Это щедрый жест, который является достойным ответом на выставку Ватикана в России, когда наши музеи лишились половины своих главных шедевров на время их показа в Москве…
Всего на выставке «Русский путь. От Дионисия до Малевича» будет показано 54 произведения: 47 работ из ГТГ (40 из них — из постоянной экспозиции) и 7 из региональных музеев.