Семичасовой спектакль Лепажа завершит Чеховский фестиваль

Швею Жизель уволили — новое прочтение знаменитого сюжета

Спектаклем «Эхо вечности» Шанхайского балета в середине мая откроется в Москве 14-й Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова. В его программу вошли 22 спектакля. В 2019 году исполняется 70 лет со дня образования КНР и установления дипломатических отношений между нашими странами. По случаю такой даты почетным гостем станет китайский театр, представленный пятью спектаклями разных жанров. Один из них — «Пионовая беседка» Шанхайского центра оперы Куньцюй, включенной в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, — сыграют на берегу Андреевского пруда в центре Москвы.

Швею Жизель уволили — новое прочтение знаменитого сюжета
Сцена из балета «Эхо вечности» (Шанхай). Фото: chekhovfest.ru

В китайском блоке — и «11 воинов» в постановке пекинской труппы, собранной Джеки Чаном. Основан он на элементах кунг-фу, и сцены боя в нем становятся поэзией.

Особый акцент сделан на открытие новых имен. Гамбургский театр «Талия» привезет в Москву «Бурю» Шекспира в постановке молодого режиссера Йетты Штекель. Сегодняшний мир показан через призму Шекспира, а Просперо в нем, по словам постановщицы, смеется над европейцами, теряющими культурные ценности. «Это современная политическая интерпретация, сделанная чувственными средствами. Действие сопровождает живая музыка в исполнении ансамбля из четырех музыкантов. Спящие актеры на сцене в конце концов сходят с ума. И это абсолютно шекспировский подход», — комментирует Йетта Штекель.

Бургтеатр Вены покажет спектакль «Йун Габриэль Боркман» в постановке австралийского режиссера Саймона Стоуна, где главную роль сыграет немецкий гений Мартин Вуттке.

Роберт Стуруа привезет «Вано и Нико» Тбилисского театра им. Ш.Руставели по собственной пьесе, основанной на рассказах грузинского писателя Эрлома Ахвледиани. «Спектакль создан как стихия моей юности. Вот вы и посмотрите, что это была за юность и стоило ли так жить», — мудро заметил Стуруа.

Московские театралы увидят хореографа Лин Хвай-Мина и его знаменитую на весь мир труппу из Тайбэя «Небесные врата» («Клауд Гейт»). Театр танца Тайваня покажет новую работу под названием «Формоза». Китайской хореографической культуре на фестивале вообще уделено много места. Помимо «Клауд Гейта» выступит другая известная труппа из Тайбэя — «Ледженд Лин Данс Тиэтр» — со спектаклем «Вечное движение жизни» хореографа и автора визуальной концепции госпожи Лин Ли-Чен. Пять лет назад театральную Москву наповал сразил их спектакль «Песня задумчивого созерцания».

В естественных декорациях Андреевского пруда покажут «Пионовую беседку» Шанхайского центра оперы Куньцюй под управлением Чжан Цзюня. Куньцюй — один из основных жанров традиционной китайской оперы, за 600 лет своей истории не утратившей популярности. А сюжет «Пионовой беседки» восходит ко времени династии Мин, правившей Китаем с 1368 по 1644 год.

Сцена из балета «Жизель» (Лондон). Фото: giselle.ballet.org.uk

Кроме того, китайскую культуру представит и Театр танца из Пекина ТАО (TAO Dance Theater), что в переводе означает «Керамические тела». Хореограф Тао Йе (Tao Ye) подготовил для гастролей в Москве программу одноактных балетов под названием «4 & 8» (вместо названий своим минималистичным экспериментам хореограф присваивает порядковые номера).

Помимо Китая культуру Востока представит и Япония: хореограф Дзё Канамори, которого называют «пионером японского танца», обратился к новелле Проспера Мериме и представил «Кармен» отличной от всего, что было раньше. Однако базовая подготовка танцовщиков компании «Ноизм», которые и покажут это произведение, неизменно классическая.

Разнообразна и английская программа: театр «Сэдлерс Уэллс» (Лондон), тоже постоянный участник программ Чеховского фестиваля, покажет балет от всемирно знаменитого «деконструктивиста» и балетного авангардиста Уильяма Форсайта «Тихий вечер танца». Еще одна сенсация — «Жизель» Английского национального балета в постановке супермодного хореографа Акрам Хана. По оригинальному классическому балету Адольфа Адана здесь даже написана новая музыка (композитор Винченцо Ламаньи), в которой звучат индийские мотивы, близкие Хану (он родом из Бангладеш), и электронные музыкальные вариации. Этот балет 2016 года уже успел вызвать большой резонанс. Хореографию своего спектакля Хан строит, опираясь на индийский классический танец и один из его стилей — катхак, и делает свой балет антитезой вершины романтизма — «Жизели» XIX века. А сюжет таков: швея-мигрантка Жизель работает на фабрике, сотрудники которой лишились рабочих мест. Вместо кладбища во втором действии мы увидим заброшенную фабрику, где по аналогии с классической «Жизелью» обитают духи несчастных работниц-мигранток, не выдержавших тяжелой жизни. «Реальная женщина в катастрофической ситуации» — таков замысел хореографа.

Швейцарский режиссер Даниэле Финци Паска представит новую редакцию спектакля «Донка, послание Чехову». Паска вспоминает, как более ста лет назад в его родном Лугано один человек построил замок: «Надо понимать, что это был городишко, который освещало несколько фонарей. А в замке было более 300 люстр. Его хозяин привез туда симфонический оркестр и утром просыпался под звуки музыки. Никто не понимал, зачем он все это построил. 130 лет спустя замок на холме взорвали, не зная, что с ним делать. На его месте построили школу, где я и учился. Замок исчез, но в воздухе остались его пылинки. И я вместе с ними впитал русскую музыку, которая там звучала. Мы выпускаем спектакль о том, что у нас под кожей. Моя бабушка, всегда говорившая самые важные вещи, как-то предупредила меня: «Будь очень осторожен. Не надо тебе ехать в Россию. Это очень опасно. Ты влюбишься в нее и не сможешь уже оттуда уехать». Именно это со мной и произошло. Чехов живет у нас под кожей».

Копродукционный спектакль «Медведь» по одноименной пьесе-шутке Чехова поставит Владимир Панков, а главные роли исполнят Елена Яковлева и Александр Феклистов. Как-то он смотрел по телевизору «Свадьбу» с Раневской, и в этот момент позвонил гендиректор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин и предложил поставить «Свадьбу» или «Медведя». В общем, звезды сошлись.

Завершит фестиваль мировая премьера семичасового спектакля «Семь притоков реки Ота» в постановке канадского режиссера Робера Лепажа о трагедиях холокоста и Хиросимы, изменивших ход истории.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27825 от 2 ноября 2018

Заголовок в газете: Чехов под кожей и Жизель-мигрантка

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру