Что общего у OQJAV с Таривердиевым

История о совсем другой поп-музыке

Сначала они назывались «Окуджав», но из-за недовольства членов семьи знаменитого барда сменили написание имени, отчего оно стало лишь изящнее. Интересным образом эти метаморфозы как будто отразились и в динамике всего творчества, на движении корабля команды, который вроде бы бороздит реальные пространства смыслов, но все равно словно пришел откуда-то из волшебной страны, где краски ярче, а детали проступают тоньше. На прошедшем в Москве большом концерте артисты выступали перед публикой как под увеличительным стеклом, без стеснений и ужимок.

История о совсем другой поп-музыке
OQJAV: инди-поэты «пост-Серебряного века». Фото: Дмитрий Семенушкин

Вообще, максимальная открытость слушателю, откровенность и даже некая исповедальность выигрышно выделяют этот коллектив среди других современных групп. У него еще пока не очень долгая (по эпичным музыкальным меркам), но уже любопытная, фактурная, в хорошем смысле неровная и насыщенная событиями история. OQJAV (тогда, как уже было сказано, «Окуджав») появились на карте российской инди-музыки в 2013-м. Все началось с решения солистки уже, пожалуй, ставшей культовой среди современных группы «Обе Две» Кати Павловой и поэта, музыканта Вадика Королева, распустившего свою команду «Пилар», объединиться и создать совместный проект. Чуть позже пазл дополнил участник инди-поп-дуэта «La Vtornik» Даниил Шайхинуров (Daniel Shake). По легенде, название артистам «навязал», как он сам говорит, клипмейкер Кирилл Зотов, когда, после того как Даниил сказал что-то про Окуджаву, стал постоянно здороваться с ребятами: «Привет, Окуджавы!» Он снял им запоминающийся, броский и сразу привлекший внимание поклонников клип «Цирк», где артисты танцуют на поле странные танцы, напевая странные слова под странную мелодию, — в общем, если бы в направлении инди корректно было бы в принципе говорить о канонах, это можно было бы назвать «классическим инди». В 2014-м Артемий Троицкий наградил исполнителей статуэткой своей независимой премии «Степной волк» как лучший «Дебют» (тогда же вышел первый альбом «Окуджав»), они также получили Золотую Горгулью как «Лучший независимый проект», а еще через два года попали в номинацию «Российский артист года» премии MTV Europe Music Awards (в том году была выпущена вторая пластинка «Марта»).

Фото: Алексей Никишин

В мае 2017-го наступил переломный момент: группа дала последние концерты в Москве, Питере и Екатеринбурге в оригинальном составе, после чего Павлова и Шайхинуров ушли из нее, сосредоточившись на собственных проектах, но уже через месяц Вадик заявил, что коллектив будет выступать с новым составом (в него вошли клавишник Ярослав Тимофеев и басист, он же ответственный за звук и кнопки Дмитрий Шугайкин), и анонсировал выход EP «Предатель». При всей любви к Дане и Кате, слушатели заверещали от радости, услышав новую инкарнацию. Можно пытаться препарировать композиции, анализировать, как изменилось звучание, но на самом деле, кажется, просто сложились карты, и то, что делала группа OQJAV на протяжении всех лет существования, похоже на работу над скульптурой, которая в итоге приобрела форму, близкую к идеальной. Как стали точно отмечать некоторые критики, команда стала играть опирающуюся преимущественно на клавишные партии умную, тонкую поп-музыку и только выиграла от этого. Подтверждением тому стал первый лонгплей, выпущенный в новом составе, «Листики-цветочки». «И ветер листики качал, и ты меня любила очень, я у метро тебя встречал, как осень», — поет Вадик в заглавной «Листики», и здесь могут вспомниться любимые эстетами-ценителями лиричные, душевные, звучащие так близко каждому, но одновременно сюрреалистично композиции Микаэла Таривердиева. В другом треке «Маяк», созданном совместно с артисткой MelnikovA, которая выбежала на сцену, чтобы исполнить его вместе с коллегами, с похожим на считалочку медитативным припевом «море — ты, море — я, море — чьи-то якоря, море — гладь, море — дно, я, ты, он, оно» создается ощущение, как будто артисты левитируют, слегка приподнялись над землей. Довольно жесткая композиция «Блондинка» сочетается на альбоме с чуть ироничной «Из приличной семьи», досадливой, грустной «Котенок». Площадка для концерта была подобрана в этот раз особенно удачно: темный квадрат зала, слегка освещенный сине-фиолетовым, небольшая сцена, на которую участники группы спускались откуда-то сверху по крутой темной лестнице сбоку, за их спинами — металлическое кольцо со вращающимися софитами. Сами артисты — тоже в темном, одновременно простые и стильные, как их музыка — действительно умная поп-музыка. Как бы широко и размыто ни звучало это определение, зато оно разрушает рамки. Этим и занимаются OQJAV.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру