Этот ежегодный фестиваль — один из крупнейших, что проходят в Москве, и единственный в своем формате: в главных партиях в репертуарных спектаклях театра здесь выступали самые востребованные на сегодняшний день артисты. А подобрал их продюсер фестиваля Айдар Шайдуллин всем на зависть…
Особенностью нынешнего форума стали также сразу две балетные премьеры, что показал в рамках феста «Кремлевский балет». Новый спектакль Андрея Петрова на специально написанную для него музыку Владимира Купцова «Аленький цветочек» открывал этот форум, а в его завершение показали популярнейший балет Генриха Майорова и Карэна Хачатуряна «Чиполлино», который теперь, после того как внезапно исчез из афиши Большого театра, украшает репертуар и кремлевского коллектива.
Коллектив этот определенно находится в отличной форме, труппа за последнее время явно помолодела, и сегодня входит в тройку сильнейших балетных трупп Москвы (вместе с Большим и Музыкальным театрами), что, собственно, и доказали представленные премьерные работы. В коллективе много перспективной молодежи. Из кордебалета можно выделить таких талантливых танцовщиков, как Анатолий Соя, Владимир Пискарев, Мария Бахаева. Хорош и премьерский состав труппы: Ирина Аблицова, Екатерина Первушина, Алина Каичева, Даниил Росланов, Дмитрий Прусаков, Иван Титов. Александра Криса только в этом году окончила хореографическое училище и уже стала примой! А один из интереснейших солистов труппы Егор Мотузов, исполнявший заглавную партию в балете «Чиполлино», своими солнечностью и задором немногим уступал такому ультратехничному и харизматичному танцовщику, как Даниил Симкин из Американского балетного театра (ABT), который в паре с его давней партнершей Марией Кочетковой (Национальный балет Норвегии) покорил балетную Москву в «Дон Кихоте».
Это был действительный триумф артистов… Их дуэт был выше всяких похвал: прекрасные поддержки, позировки, а энергетика в их танце зашкаливала… Следует заметить, что в большом полномасштабном спектакле выходец из России Даниил Симкин выступил впервые. Характер его дарования сродни дарованию Михаила Барышникова. Небольшой рост и хрупкое телосложение нисколько не мешает ему завоевывать зрительские сердца. Кажется, что чудеса технического совершенства (сумасшедшие револьтады, разножки, вращения), которые он показывал в партии Базиля и которые выдвигают его сегодня в ряд лучших танцовщиков мира, меркнут перед его актерским обаянием и артистичностью.
Для примы Баварского государственного балета (а в прошлом английского национального балета) Лауретты Саммерскалес партия Эсмеральды в одноименном классическом балете в постановке Андрея Петрова (с использованием фрагментов хореографии Жюля Перро, Мариуса Петипа, Агриппины Вагановой), оказалась, по ее собственному признанию, самым большим вызовом в ее карьере танцовщицы. На Западе этот спектакль полностью не идет. Лауретта из него танцевала лишь известное па-де-де в хореографии Березова, так что для того чтобы единственный раз станцевать Эсмеральду в Кремле, ей пришлось выучить балет целиком…
— Немножко эмоционально опустошена, — призналась мне Лауретта после спектакля. — У меня было много тяжелых ролей, но эта наиболее тяжелая и выматывающая роль, как для тела, так и для души. Я очень рада возможности танцевать что-то настолько глубокое. Во всех классических балетах ты должна ведь в основном улыбаться и быть счастливой. И очень мало таких, как «Ромео и Джульетта» или «Эсмеральда», где можно танцевать именно сердцем. Мне очень понравилась моя новая роль, я просто влюбилась в нее.
На спектакле в Кремле присутствовал и муж Лауретты известный танцовщик Йона Акоста, родной племянник одного из самых легендарных танцовщиков мира, Карлоса Акосты. Спектакль он смотрел из зрительного зала и по окончании сообщил мне, что надеется приехать на фестиваль в следующем году, чтобы станцевать с Лауреттой вместе.
Уже во второй раз приехала на фестиваль одна из самых любимых танцовщиц московской публики прима Берлинского Государственного балета Полина Семионова. Со своим партнером, кубинцем Алехандро Вирейесом, она танцевала «Лебединое озеро» и как всегда завораживала красотой своих «поющих», лебединых рук. Высокий класс артистов из Мариинки Екатерины Кондауровой и Тимура Аскерова тоже был очевиден, они прекрасно смотрелись в «Баядерке»: образы благородны и романтичны, прыжки легки и полетны, дуэт станцован и гармоничен.
Однако наряду с выступлениями Даниила Симкина и Марии Кочетковой, главным событием фестиваля стала «Жизель» с этуалью Парижской оперы Доротеей Жильбер и Иштваном Симоном из Дортмундского балета.
Знаменитая французская балерина прилетела в Москву в день своего рождения и отметила его прямо на сцене. В день спектакля ей исполнилось 35 лет, и она пребывает на пике своей формы.
У нее необычная внешность: своим обликом она напоминает знаменитую романтическую балерину XIX века Марию Тальони, и словно сошла с картин художников эпохи Возрождения. На сцене она действительно была, что называется, не от мира сего, и сцену сумасшествия в конце первого акта провела так, что «мороз пробегал по коже».
Иштвану Симону тридцать один. Он приглашенный ведущий танцовщик Дортмундского балета, но танцует с разными труппами по всему миру. На кремлевском фестивале он тоже не впервые: красотой и романтичностью своего облика он покорил московскую публику еще два года назад. Это разноплановый танцовщик, который помимо классического репертуара много танцует современных постановок. В его репертуаре Баланчин, Крэнко, Килиан Форсайт, Матс Эк. Он мечтает станцевать балеты Григоровича, Ролана Пети и Бежара. Его Альберт — настоящий аристократ. В нем чувствуется порода. Танцовщик сумел чутко проникнуться и тонко передать в своем танце стиль старинной хореографии. Лирико-романтические черты полно выразились и в его танце, и в его облике.
— Для меня такая огромная сцена идеальна, здесь нет никаких рамок: не нужно как-то себя сковывать, просчитывать прыжок, — говорит мне Иштвон Симон, отвечая на вопрос, как ему танцуется на столь большой, размерами сильно отличающейся от европейских сцен площадке. — Помимо отсутствия физических границ я могу полностью раскрыть себя здесь и как актер. А танцевать с Доротеей Жильбер на одном из лучших фестивалей мира для меня вообще огромная честь.