Полина Виардо — личность без преувеличения манящая и неоднозначная. Доказательством тому могут служить как недвусмысленные отзывы современников о ее скромных внешних данных и магнетическом голосе, так и 40-летняя любовь замужней Виардо с писателем Иваном Тургеневым. Определенно ясно лишь одно — оказавшись перед портретом певицы в салонной атмосфере дворянского особняка, вы долго не сможете отвести от него взгляд.
Постоянная экспозиция Музея Тропинина сохраняет свое законное место. Однако работа Плюшара висит обособленно от нее. Подобно знаменитой оперной диве, картина требует сольной партии, и лишь музыка способна ей аккомпанировать. Идейный вдохновитель проекта «Портрет портрета», искусствовед Алина Махотина, так объясняет необычный выбор формата выставки:
— Нам очень хотелось сконцентрировать внимание посетителей именно на одной картине. Тем самым создать более глубокий диалог между зрителем и произведением — не только внимательно рассмотреть произведение, но и задуматься об эпохе, в которую оно была создано. Зал в прямом смысле заполняют комментарии самих современников Виардо: воспоминания, рецензии критиков о таланте певицы, ее необыкновенном голосе и светской жизни. Мы старались создать салонную атмосферу петербургских вечеров середины XIX века. Поэтому, любуясь картиной, можно слушать отрывки личных писем Виардо к своей подруге, французской писательнице Жорж Санд, на русском языке, а на французском — выдержки из переписки князя М.Виельгорского, рассказывавшего о петербургских гастролях знаменитой певицы. Тексты создают коллаж из фрагментов самых разных (и не всегда хвалебных) впечатлений.
— Полина Виардо — это прежде всего музыка. Как вы обыграли этот аспект ее жизни в проекте?
— Если смысловой центр выставки — это сам портрет, то ее главным украшением является исполнение тех романсов, которые некогда пела сама Виардо. В рамках проекта их, а также знаменитый романс «Утро туманное» на стихи Тургенева споет Нина Шацкая (аккомпанемент Александра Покидченко).
Экспозиция во всех смыслах камерная: всего одна картина и лишь три дня на «общение» с ней. Уже с понедельника знаменитый портрет, подобно самой оперной диве, отправится в долгие гастроли. Куда — секрет, но некоторые тайны о дальнейшей судьбе глобального проекта нам удалось выяснить у директора музея Ольги Журавлевой.
— Почему портрет Полины Виардо стал первым в цикле «История одного шедевра»?
— Картина выбрана не случайно. Прежде всего потому, что имена Евгения Плюшара и Полины Виардо достаточно часто звучали в светских гостиных и сейчас занимают особое место в истории того времени. Он — известный салонный портретист, она — одна из пяти крупнейших вокальных див XIX века. К тому же эта картина крайне редко бывает в родных стенах музея. Поэтому открыть проект мы решили именно ей.
— Историю какого шедевра зрители увидят в следующий раз?
— Уже в понедельник состоится открытие новой экспозиции из этого цикла. На этот раз посетители познакомятся с портретом поэтессы Варвары Лизогуб кисти Василия Тропинина. Картина представляет собой уменьшенный вариант портрета из собрания Русского музея, она была приобретена в Париже коллекционером и искусствоведом Сергеем Подстаницким. С этим шедевром, раньше не экспонировавшимся, мы и познакомим наших посетителей.
— По какому принципу вы отбираете центральную работу выставки?
— Определяющим для нас, конечно, является качество произведения, его художественный уровень, который должен соответствовать музейной коллекции. Во многих частных собраниях представлены шедевры, не доступные знатокам и любителям искусства. Очень важна история работы, ее значение в русской культуре (это не только живопись, но и произведения разных направлений коллекционирования — от нумизматики до декоративно-прикладного искусства). Частные коллекции сегодня — это и отражение художественных вкусов наших современников, многие из них публичные и знаковые люди. Так, к примеру, предметы антиквариата составляют большую и интересную коллекцию в семье Кобзон, совместно с Нелли Кобзон мы планируем сделать экспозицию в память об Иосифе Давыдовиче.