Он учился в мастерской легендарных педагогов ВГИКа Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова, снимался в 1960-е. В фильме «Девять дней одного года» Михаила Ромма сыграл молодого ученого. Поработал с Анатолием Эфросом на картине «Двое в степи», снявшись в роли лейтенанта. У Ролана Быкова стал пиратом в «Айболите 66». Потом пришло время режиссуры, которую отличает отменный нюх на актеров.
Несколько лет назад Худяков пригласил в свою картину «На Верхней Масловке» Алису Фрейндлих и предложил ей 87-летнюю героиню, прибавив актрисе двадцать лишних лет. Но Фрейндлих согласилась. Актеры Худякову не отказывают, понимая, что он как редко кто чувствует их природу. Достаточно вспомнить его «Успех», наполненный духом сцены и закулисья, где немало ярких актерских работ, и прежде всего Леонида Филатова.
Сериал «Однажды в Ростове», снятый по сценарию Елены Райской и основанный на реальных событиях 1962 года — расстреле рабочих в Новочеркасске (тема, закрытая многие десятилетия), стал явлением на скудной ниве телевизионного кино. А самого Худякова словно заново узнали и открыли. Не так давно на экраны вышла его 12-серийная историческая эпопея «Хождение по мукам» по одноименному роману Алексея Толстого (сценарий опять же Елены Райской), где главные роли сыграли Анна Чиповская и Юлия Снигирь.
Накануне юбилея нам удалось поговорить с Константином Павловичем коротко и по телефону, поскольку у него — разгар съемок, проходящих в Ленинградской области.
— Где вы сейчас? Есть ли возможность поговорить?
— Я в Выборге. Снимаю полно-метражное кино, на которое получил деньги от Министерства культуры. Поговорить могу, пока на площадке переставляют свет. Я занимаюсь очень вольным пересказом чеховских «Трех сестер» вместе со сценаристом Еленой Райской. Мы уже не раз с ней работали.
— Неужели действие перенесено в современность?
— Да, все происходит в 1990-е годы.
— Почему вдруг вспыхнул невероятный интерес к 90-м? Вы же не единственный обращаетесь именно к этому времени. Многие наши творцы дружно бросились его исследовать.
— Очевидно, буйство взаимоотношений, свойственное тому времени, создает противоречивую и драматическую ситуацию. И она может стать поводом для какого-то кинематографического повествования.
— Неудивительно, что вы отправились в Выборг, где для 90-х — наилучшая натура. Прекрасный город многие годы пугает своими руинами…
— Да, это верно. Потом мы перебираемся в Сестрорецк, где и снимем всю картину до конца.
— Но декорации все-таки пришлось строить?
— Мы декорировали часть города. В Сестрорецке ведем мощное строительство, будем создавать два дома.
— Кто же те прекрасные девушки, которым посчастливилось сыграть трех сестер?
— Девушки у меня совершенно необыкновенные. С двумя из них я просто не могу расстаться после «Хождения по мукам». Это Аня Чиповская и Юлия Снигирь. Третья девушка — тоже Юля. Прекрасная Юлия Пересильд.
— Не возразишь: девушки действительно хорошие.
— Да у меня и мальчики прекрасные — Евгений Цыганов и Сергей Колтаков.
— И кто есть кто?
— На трех сестрах совпадения с Чеховым заканчиваются. Остальные персонажи носят собирательный характер.
— Значит, свой юбилей вы встретите в компании трех сестер на съемочной площадке?
— Да я бы не хотел даже думать про него. Считаю, что это паспортная ошибка.
— Но ваши товарищи и мои коллеги не дадут забыть о дате. Готовьтесь!
— Увы, это так. После 25 радости от дня рождения становится все меньше. Она идет на убыль.
— Часто вспоминаю нашу совместную работу во ВГИКе, когда мы принимали экзамены на режиссерском факультете. Как же изящно и по-отечески вы умеете сказать студентам всю правду, самые жесткие вещи, но при этом никого не обидеть…
— Представляете, я до сих пор там работаю, все никак не могу уйти, хотя времени совсем нет. За одиннадцать лет моей деятельности во ВГИКе лет шесть пытаюсь разорвать отношения, но ничего не получается. Характер не позволяет.
— Это повышенная сердечность.
— Может быть, и так, но, возможно, и мягкотелость. Не знаю. Что-то держит меня, не дает возможности уйти…
На этом наш разговор прерывается. В трубке слышно, как режиссера приглашают на площадку. «Я побежал. Меня зовут», — говорит Константин Худяков и уходит к своим «сестрам».