НТВ, три весёлые буквы: история одного канала

"25 лет - это похоже на сказку"

Ах, НТВ, 25 лет уж как! Четверть века. Это так похоже на сказку! Я расскажу тебе сказку, дружок. Как в том самом 1993 нехорошем году Владимир Гусинский, Олег Добродеев, Евгений Киселев и Игорь Малашенко задумали создать совершенно новое телевидение. Неподконтрольное, неподцензурное, неангажированное — свободное. И делать его так, как на Западе, а не у нас, в еще незабытом совке. Нет, лучше, чем на Западе!

"25 лет - это похоже на сказку"

Они сделали это. Сначала выходили в эфир лишь по нескольку часов, но потом получили-таки четвертую кнопку в окончательное пользование. Это действительно было новое телевидение — НТВ.

Бизнесмен Гусинский сильно туда вложился, а значит, журналисты приходили работать на хорошие деньги. Но не в деньгах счастье! А в той неописуемой свободе самовыражения и в правде… Да, в правде, которую они декларировали и поначалу выдавали на-гора. Знаете, правда тоже хорошо продается, в лучшем смысле этого слова.

И сразу была проверка на вшивость — чеченская война. Кому мать родна — но только не НТВ. Новое телевидение решило бороться за мир всеми возможными способами. Решило, что эта бойня никому не нужна. Свой патриотизм они понимали так: нет братоубийственной войне!

Это было честно и лихо. НТВшники — единственные из больших каналов, кто давал информацию как с одной, так и с другой стороны. Беседовал с чеченскими боевиками (воинами, абреками, террористами — нужное подчеркнуть). Это был их принцип. Очень рискованный на самом деле, ведь мы помним, как отсчитывали дни и часы страдающие в чеченском плену Лена Масюк со товарищи. Но никто не мог бросить камень в огород НТВ, ведь так они понимали свободу слова и служили этой свободе на все сто.

Но потом… Что же случилось потом? Потом были выборы-1996. НТВшники, впрочем, как и все остальные уважающие себя каналы, впряглись за Ельцина, без всяких оговорок. Да, они делали это более профессионально. Да, давали слово главному сопернику — Зюганову. Да, следили за равновесной справедливостью с хронометражем. Но все равно они впряглись за Ельцина, и, возможно, это стало их первой ошибкой. Ошибкой потому, что они изменили профессии, не захотели быть над схваткой. Что вполне себе оправданно.

НТВшники получили федеральный размах от власти, они сами стали властью. Включались в нужные Гусинскому информационные войны, ругались (здесь хочется сказать, конечно, более смачно и совсем по-русски!), а потом объединялись с Березовским, дабы потопить Потанина, третьего конкурента. Организовывали «дело писателей», чтобы убрать реформаторов из правительства, так мешавших Владимиру Гусинскому.

…Когда Ельцин объявил своего преемника, НТВ его никак не поддержало и боролось против него всеми возможными средствами. В том числе, как писал Олег Добродеев в «открытых» письмах, с помощью шантажа, «информационной заточки».

НТВ само подставилось — это с одной стороны. С другой, новая власть отлично понимала, что важнейшим из искусств на пороге ХХI века является именно телевизор, и поэтому зачищало его под себя. Такая картина маслом. Дальше был предрассветный захват. НТВшники покинули свою альма-матер, райскую обитель, и перешли через дорогу на другой канал. Из знаковых людей остались только двое — Леонид Парфенов и Татьяна Миткова. Конечно, радикалы их объявили штрейкбрехерами.

На НТВ пришел командовать Альфред Кох, а за творческую часть стал отвечать русский американец Борис Йордан. Это был компромисс в пользу НТВ. При Йордане опять повеяло духом свободы, который по полной программе ощутил Парфенов. Его «Намедни» именно тогда стали культовыми, но карты спутал «Норд-Ост».

После «Норд-Оста» зачистка произошла уже окончательно. Парфенов ушел в никуда, а канал возглавил Владимир Кулистиков, пришедший из ВГТРК. Политики стало явно меньше, НТВ решило позиционировать себя каналом для брутальных мужчин. Ну а с властью разногласий больше не было.

Потом был ребрендинг по полной программе. Был Глеб Пьяных — «скандалы, интриги, расследования». Эти три главных слова стали новым трендом НТВ. Но… Пьяных как появился, так и исчез в небытие. Просто устарел.

Дальше появилась «Анатомия протеста» — слив компромата на политическую оппозицию по полной программе. Однако даже наряду с «Анатомией» здесь была душевная и такая сердечная Катерина Гордеева со своей супердокументалистикой, был тот Вадим Такменев, тогда еще не делающий фильм о президенте, не стоящий на бортике, пока он наплавается, не заглядывающий ему в холодильник…

А сейчас… То, что делается сейчас, мне нравится гораздо больше. А программа «Ты — супер!» и «Ты — супер! Танцы» — вообще супер. Лучшие фильмы Владимира Чернышева, когда они абсолютно не ангажированы — супер. И Захар Прилепин, с которым я в принципе часто не согласен, тоже молодец, потому что заставляет нас думать.

Нынешний НТВ прилагает огромные усилия, чтобы сойти с колеи желтизны и повышенной брутальности, очень старается удлинить поводок от политических заказчиков.

Дело это почти невозможное, неподъемное. Но они, как известный герой «Криминального чтива», хотя бы стараются. А это уже заслуживает уважения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27807 от 12 октября 2018

Заголовок в газете: Три веселые буквы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру