В Sotheby’s прокомментировали акцию Бэнкси с самоуничтожением картины

Аукционный дом заявил о непричастности к скандалу

Невероятная история с картиной Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», самоуничтожившейся сразу после ее продажи на аукционе в Лондоне, уже облетела все первые полосы мировых СМИ. Шок-акция самого загадочного художника современности оставляет много вопросов. На некоторые из них «МК» удалось получить ответы у аукционного дома Sotheby’s.

Аукционный дом заявил о непричастности к скандалу
Кадр из видео.

Один из вопросов, которым задалась общественность сразу после скандальной истории: как могли аукционисты не заметить измельчитель, встроенный в раму картины? Все-таки шредер — устройство немаленькое, а перед торгами каждый лот непременно осматривают. В связи с этим появилась версия, что в Sotheby’s знали о готовящейся акции самоуничтожения картины в ходе торгов, и это такой изощренный маркетинговый ход. Однако, как выясняется, хитроумный художник, скрывающий свою личность под псевдонимом Бэнкси, и тут оказался на шаг впереди. Он все предусмотрел.

— В современном мире искусства стала популярна такая практика: художники считают рамы частью художественного произведения. Так это было и в данном случае, — комментирует Sotheby’s «МК». — В инструкции художника для данной работы указано, что рама является неотъемлемой частью произведения. Когда Sotheby’s обратился к владельцу с просьбой извлечь картину из рамы в процессе каталогизации работы, нам прямо сказали: не удалять ее. Этот отказ не является чем-то необычным. Посмотрите на лаковые рамы Лучо Фонтана или работы Джорджа Кондо, где есть наклейки на заднике с пояснением: «Не удалять из рамы». Во многих случаях если вы извлекаете картину из рамы, то нарушаете волю художника и уничтожаете произведение. Sotheby’s не знал о готовящемся событии и никоим образом не участвовал в нем. Мы считаем, что лучше всех охарактеризовал ситуацию наш аукционист и европейский председатель Оливер Баркер: «Блестящая акция Бэнкси!».

— Что будет с работой теперь? Будет ли она восстановлена? Покупатель решил оставить себе приобретение и заплатить за «Девочку на воздушном шаре» или отказался от нее и собирается подать иск на аукционный дом? — задаем еще один волнующий вопрос.

По идее, коллекционер, купивший работу Бэнкси по телефону, может потребовать возместить моральный ущерб. Ведь он платил за цельную картину, а не изрезанную на кусочки. Однако тут Sotheby’s оказался весьма уклончив в ответе:

— Мы поговорили с покупателем. Он был удивлен этой историей. Мы обсуждаем дальнейшие шаги. Руководитель департамента современного искусства Sotheby’s Александр Бранчик заявил после случившегося: «Буду откровенным, мы никогда не сталкивались с ситуацией, когда картина измельчается в ходе торгов. Мы решаем, что делать дальше».

Что примечательно: если покупатель все же заплатит за обрезки картины, то Бэнкси выплатят авторский процент от продажи работы в соответствии с правом следования. Согласно ставкам, утвержденным Европейским союзом, при перепродаже произведения за сумму, превышающую 500 тысяч евро, художник должен получить 0,25% от сделки. Напомним, что «Девочка с воздушным шаром» была продана за £1,042 млн. Соответственно, Бэнкси должны заплатить чуть больше £2500.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27805 от 10 октября 2018

Заголовок в газете: Sotheby’s непричастен к акции Бэнкси

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру