…Вечерний аукцион современного искусства в Sotheby’s собрал полный зал. На продажу выставлено 40 лотов — от Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна до Аниша Капура и Адриана Гение. Картина последнего, 41‑летнего румынского автора, обещает стать главной сенсацией торгов: при эстимейте в £2–3 млн она уходит почти за £5 млн. Но привычную аукционную суету нарушает всемирно известный художник, скрывающийся под псевдонимом Бэнкси. Точнее, одна из версий его знаменитой работы «Девочка с воздушным шаром» в увесистой позолоченной раме. Оцененная в £200–300 тыс., она уходит за £1,042 млн — не самая дорогая продажа на этом аукционе и не рекорд для Бэнкси (его работа «Заметите это под ковер» продана в 2008‑м почти за $2 млн). И вдруг, после третьего удара молотка, изображение начинает двигаться вниз и выходить из рамы… разрезанным на тонкие полоски. Реакция зала — шок! Голоса стихают, кто-то тычет пальцем в сторону самоуничтожающейся картины, а сотрудники Sotheby’s спешат унести ее вон… Позже Бэнкси на своей странице в Инстаграме публикует саркастический комментарий «идет, идет, ушла». А еще через несколько часов — видео, где объясняет, что несколько лет назад встроил в раму шредер: как раз на тот случай, если картину будут продавать с аукциона. Вот это шутка — на миллион!
Позиция самого дорогого стрит-артиста в истории относительно продажи его работ на аукционах давно известна: коммерция убивает искусство. Узнав о рекордной продаже своей работы в 2008‑м, он создал граффити, обретающее в свете последних событий новый смысл. Художник изобразил торги: битком набитый зал, лицитатор (тот, кто ведет торги) взмахивает молотком, принимая ставку на выставленный лот — это мощная позолоченная рама с надписью в центре: «Поверить не могу, что вы, идиоты, действительно покупаете это дерьмо». Точно в такую же раму он поместил «Девочку…»! Быть может, именно тогда он задумал трюк с самоуничтожающейся картиной?
И, что интересно, для сенсационного хеппенинга Бэнкси выбрал самую популярную свою работу. В прошлом году изображение девочки, с грустью глядящей на улетающий воздушный шарик в форме сердца, заняло первое место в топ‑20 любимых произведений искусства британцев, потеснив работы традиционно почитаемых в Англии Джона Констебла и Уильяма Тернера. Футболки, толстовки и сувениры с принтом «Девочки…» пользуются большим спросом в Туманном Альбионе. Джастин Бибер даже набил ее на руке.
Собственно, о чем эта работа и как ее вариант попал на торги?
Впервые граффити появилось в 2002 году на стене типографии в районе Шордич, что на востоке Лондона. Эти места считаются колыбелью британского стрит-арта — здесь каждый метр свободного настенного пространства занят креативными граффити. Чуть позже Бэнкси повторил изображение на южном берегу Темзы, добавив надпись: «Всегда есть надежда». Считается, что это символ, который олицетворяет мечты, надежду, любовь и, возможно, прощание с детством. Впрочем, сам автор не комментировал работу. Однако после протеста против режима Асада в Сирии (задержания детей, рисовавших на стенах граффити на тему демократии) уличный художник вновь повторил «Девочку…», закутав ее в платок. Она стала символом кампании по поддержке беженцев с Востока. 13 марта 2014 года, в день годовщины военных действий в Сирии, огромная проекция граффити появилась на самых известных сооружениях мира, в том числе на Эйфелевой башне и Третьяковской галерее на Крымском Валу.
В каталоге Sotheby’s, изданном к ставшему скандальным аукциону, говорится, что данная версия «Девочки с воздушным шаром» была подарена нынешнему владельцу в 2006 году после ее демонстрации в магазине «Barely Legal» в Лос-Анджелесе. Имя этого человека не раскрывается, в чем, впрочем, нет ничего удивительного — стандартная практика аукционных домов. Вопрос в другом: правда ли это? Или Бэнкси нашел посредника, который представился владельцем картины и выставил ее на аукцион, чтобы осуществить задумку?
Высказываются самые разные версии, вплоть до того, что Sotheby’s участвовал в трюке Бэнкси. Может, это оригинальный маркетинговый ход, в результате которого стоимость работы взлетит до небес? Эксперты говорят, что после такой-то сенсации цена разрезанной картины возрастет раз в десять. К тому же перед продажей каждый лот осматривают специалисты: проверяют сохранность работы, нередко снимая и раму. Шредер как-никак не иголка, как его могли не заметить? Впрочем, после происшествия глава департамента современного искусства Sotheby’s Алекс Бранзик заявил: «It appears we just got Banksy-ed» («Кажется, нас просто отбэнксили»). Судя по комментариям Sotheby’s, аукционный дом тоже в шоке. Пока неизвестно, что будет делать новый владелец работы, купивший ее по телефону: откажется от покупки или все-таки заберет кусочки холста себе? Скорее всего, второй вариант. Ведутся переговоры.
Вопросов — море. Как Бэнкси активировал шредер, кто нажал на «старт»? Очевидно, устройство на дистанционном управлении, и, чтобы его включить, нужно было находиться в непосредственной близости к объекту. Если Бэнкси встроил шредер в раму несколько лет назад, какая там должна быть батарейка? Или ее обновили непосредственно перед торгами? Один из подписчиков иронически прокомментировал видео Бэнкси в Инстаграме: «Ходят слухи, что это была батарейка от «Нокиа 3310».
Как бы то ни было, хеппенинг получился гениальный. И это признают даже аукционисты. Неуловимый Бэнкси и до того считался одним из самых великих художников современности, а теперь его рейтинг вырос в разы. Значение акции с самоуничтожившейся картиной сравнивают с революцией, которую некогда произвел «Черный квадрат» Малевича и концерт «4’33» Джона Кейджа, во время которого не было извлечено ни звука.
Впрочем, тут резонно сравнение с еще одной нашумевшей работой — художника Пьеро Мандзони, которую галерея Тейт назвала новой вехой в искусстве. В 1961 году итальянец собрал собственные фекалии, поместил их в 90 пронумерованных консервных банок и озаглавил каждую без прикрас — «Говно художника». Он назвал все это «шок-артом» и продавал банки по цене золота той же массы. Призыв к коллекционерам искусства не быть слишком доверчивыми имел обратный эффект. Художник умер в 1963 году (ему было 29 лет), а его «Говно» отлично продается на аукционах по сей день. В 2007‑м на том же Sotheby’s одна из баночек ушла за 124 тысячи евро. Говорят, некоторые экспонаты взорвались под давлением накопившихся в них газов, как и задумывал автор, но никто из владельцев «золотых фекалий» не признался в этом. Похоже, в случае с выходкой Бэнкси история повторится: критика коммерциализации искусства обернется его капитализацией.